Как настроить баланс на часах

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Как настроить баланс на часах?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Как настроить баланс на часах

Интересный еще вопрос.
Многие классические мастера(книги) однозначно не разрешают держать баланс «на весу» на пружинке-волоске. Волосок не должен подвергаться никаким посторонним усилиям. Я лично при обслуживании крайне аккуратно всегда обращаюсь с балансовой системой и соблюдаю эту рекомендаци. В ТО ЖЕ время большинство видеоматериалов, даже с заводских цехов прямо показывают работу с мостом/балансом на весу. Я думаю, что опытный мастер, устанавливая баланс с мостом «с веса», конечно же избежит случайных лишних растягиваний волоска, но мастер средней квалификации, при случайном движении моста, когда баланс за что-то зацепился, может деформировать волосок. О его стабильности можно будет забыть.

Собственно, что думают профессионалы об этом?

З.Ы. Касательно меня — мне бы было еще интересно услышать опыт уважаемых людей о порядке и процедуре смазки узла баланса/спуска. Так сказать пошагово, когда, как и что.

Многие классические мастера(книги) однозначно не разрешают держать баланс «на весу» на пружинке-волоске.

книги, видать еще эпохи карманных часов, в карманниках балансы большие и тяжелые (а частота низкая — следовательно спираль «мягкая»), поэтому их нужно придерживать при установке в механизм

в современных наручных — балансы легкие, и спираль не растягивается под весом баланса

Что такое ошибка хода («выкачка») и как ее корректировать

Автор: shultzie · Опубликовано 07.08.2018 · Обновлено 29.01.2019

На часовых форумах часто встречается такое понятие, как ошибка хода (также используют термин «выкачка» или «beat error»), которую обычно определяют как «асимметричное колебание балансового колеса». Но что это означает?

В этой статье мы расскажем про ошибку хода, ее влиянии на работу механизма и рассмотрим способы ее коррекции.

Что такое ошибка хода?

Как мы знаем, колесо баланса совершает полуколебания в обе стороны. В идеальном случае баланс должен поворачиваться в любую из сторон на одинаковый угол за одинаковый период времени. Ошибка хода — это разница во времени (измеряется в миллисекундах) между асимметричными полуколебаниями баланса. В идеальных условиях длительность полуколебаний баланса равна и, соответственно, ошибка хода равна нулю.

Но в реальности идеальных условий не существует. Например, поворот колеса баланса по часовой стрелке может занимать немного больше времени, чем колебание в обратном направлении. Механизм как бы «выбивается из ритма».

В приведенном примере ошибка хода может составлять 1,2 мс. Следовательно, поворот по часовой стрелке длится на 1,2 мс дольше, чем в направлении против часовой стрелки.

Как появляется ошибка хода?

Балансовое колесо совершает колебательные движения в обе стороны, и с каждым проходом импульсный камень ударяет по рожку анкерной вилки.

Спусковой механизм: желтым цветом выделено колесо баланса, синим — анкерная вилка и анкерное колесо, красным — палеты и импульсный камень

Анкерная вилка расположена между двумя ограничительными штифтами.

Синим и серым выделены анкерная вилка между ограничительными штифтами, желтым цветом — анкерное колесо, красным — палеты. На конце анкерной вилки имеется рожок.

Нулевое положение баланса — это положение покоя при расслабленной заводной пружине, при этом положение импульсного камня наиболее важно как средней точки между колебаниями балансового колеса в обе стороны.

Идеальным местом покоя импульсного камня в нулевом положении является позиция посередине ограничительных штифтов. В этом случае ошибка хода равна нулю.

Однако на практике достигнуть этого практически невозможно: импульсный камень, вероятно, окажется немного левее или правее от этой точки. Это вызывает ошибку хода, поскольку одно направление полуколебания длиннее другого.

Помните, что мы говорим о миллисекундах, поэтому фактическая разница во времени здесь очень мала.

Как корректировать ошибку хода?

На мосту баланса современных часов, кроме «градусника» – рычажка регулировки точности, расположен рычажок регулировки симметричности колебаний баланса относительно точки равновесия, так называемой «выкачки». В этом рычажке закреплен конец спирали (волоска).

Массовое применение рычага регулировки «выкачки» началось в 60-е годы прошлого века. До этого конец волоска жестко фиксировался к мосту баланса, а ошибка хода регулировалась поворотом волоска на оси баланса. Это достаточно сложная операция, которая при отсутствии опыта и специального инструмента может привести к повреждению спирали баланса. Самостоятельно делать ее без крайней необходимости я бы не рекомендовал.

На мосту баланса современных часов расположены два рычажка: Градусник (1) и рычаг регулировки выкачки (2)

При наличии регулятора «выкачки» регулировка хода начинается с установки симметричности колебаний. Это принципиально важно для нормального самозапуска часов при их первоначальном заводе. Часы с сильно сбитой «выкачкой» самостоятельно запуститься не смогут и их потребуется потрясти, чтобы баланс сдвинулся и часы пошли.

Регулировку можно грубо произвести даже без таймграфера. Для этого надо спустить заводную пружину и добиться перемещением рычажка «выкачки», чтобы анкерная вилка встала строго посередине между ограничительными штифтами. Как правило, такой регулировки достаточно для того, чтобы часы уверенно запускались.

При наличии таймграфера на следующей стадии часы устанавливаются на прибор и поворотом рычажка «выкачки» добиваются диаграммы с одиночной линией хода вместо двух параллельных линий. Нормальными считаются значения 0,2-0,3 мс. Регулировка «выкачки» делается первой, т.к. она влияет на точность хода. Затем производится установка точности хода с помощью «градусника».

Заключение

Ошибка хода является наименее значимым параметром «здоровья часов» в сравнении с амплитудой баланса и точностью. Часы с большой ошибкой хода способны показывать точное время при наличии высокой амплитуды и стабильного суточного хода.

Тем не менее часы со сбитой «выкачкой» наиболее подвержены отклонениям точности при низкой амплитуде и резких изменениях положения часов, а также могут останавливаться раньше полного расслабления заводной пружины.

1060 total visits, 11 visits today

Как настроить баланс на часах

СБОРКА КАРМАННЫХ И НАРУЧНЫХ ЧАСОВ И ИХ СМАЗКА

Часовые механизмы собирают на специальных подставках (рис. 159). При этом следует внимательно проверять работу как отдельных деталей, так и деталей, взаимодействующих друг с другом. Механизм начинают собирать в основном (в зависимости от системы часов) с центрального и промежуточного колес или секундного и ходового (анкерного) колес. Затем ставят барабан, устанавливают минутный триб и все ремонтуарные колеса, предварительно смазав маслом их зубья, подкладку заводного (коронного)

колеса и ось центрального колеса под минутным трибом. Затем, повернув заводную головку и а 1—2 оборота, заводят пружину для проверки вращения колес.

Когда разворот заводной пружины кончится, колеса на мгновение остановятся, а затем колеса должны совершить малый пробег в обратную сторону. В это время следует следить за анкерным колесом. И чем больше оно сделает оборотов, тем качественнее зацепление.

Если ход часов не разлажен, то сначала устанавливают правильное сцепление вилки с ходовым колесом, а затем ставят

баланс. Если же ход требует более тщательной установки, в этом случае необходимо сначала поставить вилку и баланс без ходового колеса и установить их правильное взаимодействие, как было указано в предыдущих главах, а затем монтировать ходовое колесо. Палеты заранее смазывают маслом, тем самым обеспечивая смазку зубьев ходового колеса.

Для проверки правильной работы вилки и связанных с ней деталей следует при малом заводе пружины медленно переводить вилку острой чуркой. Этим способом можно точно проверить весь комплекс работы ходового колеса и вилки, после чего поставить баланс, при этом пружину завести на полоборота, проверить работу баланса без волоска и связанных с ним деталей.

Баланс должен быть установлен так, чтобы вилка отбрасывала его без волоска и чтобы он легко поворачивался на своей оси при повороте механизма в разные стороны. В отдельных случаях в хорошо налаженных часах баланс работает без волоска, не останавливаясь некоторое время.

Следует установить одинаковый зазор между копьем, боковой плоскостью предохранительного ролика и ограничительными штифтами с обеих сторон. Подведя копье к предохранительному

ролику, проверяют, чтобы в этот момент зуб ходового колеса упирался в плоскость покоя входной и выходной палет. Также проверяют, обеспечен ли зазор между предохранительным роликом и копьем и между эллипсом к рожком вилки. Затем проверяют притяжку, для чего нужно пинцетом немного отклонить анкерную вилку от ограничительного штифта и отпустить ее. При этом вилка должна мгновенно возвратиться в первоначальное положение и прижаться к ограничительному штифту.

Рис. 159. Подставки для сборки часов:
1 — для часов с продолговатым механизмом; 2 — для часов с круглым механизмом

Рис. 160. Правильная установка узла хода в механизм

Затем следует смонтировать волосок с балансом, установить их в механизм и пустить часы вход, дав заранее масло на камни баланса и анкерной вилки. Установка узла хода в механизм показана на рис. 160.

Смазку цапф анкерной вилки рекомендуется производить прокалыванием цапфой промасленной бумаги, насаженной на палочку из бузины.

После установки анкерной вилки в механизм нужно проверить, правильно ли установлен волосок на балансе, т. е. при совершенна незаведенной пружине вилка должна находиться точно в центре между ограничительными штифтами. Неправильно установленный волосок, отводя баланс вместе с эллипсом в сторону от центра, уводит и вилку.

Переставить спираль можно, не снимая моста и волоска с баланса, для чего лезвие отвертки вводят в разрез колодки и поворачивают ее. Чтобы отвертка не сорвалась и не погнула волосок, целесообразно поворачивать не колодку, а баланс.

Затем нужно проверить ход часов на правильность слаженного хода.

Если при правильно слаженном ходе часы остановились на импульсе или покое, надо найти причину и устранить ее.

Причинами остановки на импульсе могут быть:

1) неправильная установка волоска;

2) загустевшее масло в осях хода;

3) слабая заводная пружина;

4) дефекты в ангренаже;

5) дефекты в отделке паза вилки;

6) затирание эллипса в пазу рожков вилки или неправильная установка эллипса.

Причинами остановки на покое могут быть:

1) неправильная установка волоска;

2) чрезмерно сильная заводная пружина;

3) неправильный угол притяжки;

5) маленькие зазоры у баланса или вилки;

6) загустевшее масло или отсутствие смазки.

Остановку на покое и импульсе нужно проверять на обеих налетах. Если окажется, что часы останавливаются только на одной палете, а на другой проходят хорошо, значит неправильно установлен волосок на балансе (как говорят, «нет выкачки») или налета выдвинута больше чем нужно, из-за чего получился большой угол притяжки.

После пуска часов следует обратить внимание на чистоту хода. Шум в ходе вызывается следующими причинами:

1) плохо отполированы пятки или цапфы оси баланса;

2) неправильно закруглена пятка цапфы оси баланса;

3) цапфы оси баланса вращаются в треснувших, выкрошившихся или несмазанных камнях;

4) на накладном камне имеется трещина или сработанность в виде канавки;

5) не закреплен или качается один из камней;

6) волосок задевает об обод центрального колеса, мост баланса, колонку волоска, штифт градусника или витки волоска касаются друг друга;

7) обод баланса задевает об анкерный мост, колонку волоска или замок градусника;

8) колодка волоска трет мост баланса или высоко выступающий винт накладки;

9) эллипс касается платины или выступающего конца винта еижней накладки;

10) эллипс трет рожки вилки или копье;

11) скобка и вилка задевают за анкерный мост;

12) вилка трет верхний или нижний ролики баланса;

13)^ неравный радиальный зазор в цапфах баланса и косое положение одного из накладных камней.

Кроме шума, эти дефекты могут вызвать разницу в ходе при разных положениях часов.

Накладку заводного колеса следует плотно привернуть, иначе со временем она может отвернуться.

После пуска часов и проверки точности их хода механизм укладывают в корпус и закрепляют заводной валик, предварительно поставив стрелочные колеса, циферблат и стрелки.

До постановки циферблата смазывают детали ремонтуара, косые зубья заводного триба и кулачковой муфты, грани заводного вала, выемку переводного рычага. После этого для равномерного распределения масла по трущимся поверхностям следует „несколько раз повернуть ключ в разные стороны.

При большом зазоре между циферблатом и часовым колесом на часовое колесо накладывают прогнутую фольгу — тонкую латунную шайбу. Фольга должна слегка прижимать часовое колесо к минутному трибу. Если нет подходящей фольги, часовой мастер сам изготовляет ее специальным пуансоном, а при отсутствии тонкой латуни шайбу можно сделать из пергаментной бумаги.

Так же важна правильная установка стрелок на осях.

Стрелки должны быть установлены так, чтобы одна не препятствовала свободному вращению другой. Следует тщательно проверить, не трет ли секундная стрелка циферблат, не задевает ли минутная стрелка стекло.

Устанавливать стрелки следует осторожно.

Во время закрепления минутной стрелки необходимо плоскость цапфы центрального колеса вставить в имеющееся в верхней части специальной наковальни небольшое углубление (рис. 161). Удар молотка по минутной
стрелке должен быть легким, чтобы не повредить цапфы баланса. Если минутную стрелку закрепляют в механизме, находящемся вне корпуса, рекомендуется слегка придержать пальцем баланс, чтобы во время удара молотком о стрелку баланс не дрожал.

Рис. 161. Специальная наковальня для укрепления минутной стрелки

Рис. 162. Ручной пресс для насадки минутной стрелки

Для насадки минутной стрелки на ось применяется также ручной пресс (рис. 162), в котором нижняя цапфа центрального колеса упирается в канавку нижнего пуансона, а верхний пуансон опускается на стрелку под давлением рычага или винта. Следует иметь набор пуансонов нескольких размеров.

Как во время сборки часов, так и перед окончательным закрыванием часов крышкой, необходимо продувать механизм воздухом с помощью резиновой груши.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Как настроить баланс на часах»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector