Как настроить часы ходики

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Как настроить часы ходики?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Устройство и работа ходиков

Ремонт ходиков с гиревым заводом

Ошибки в работе механизма часов происходят от износа деталей или от погрешностей конструкции.

Приступая к ремонту часов, вынимают механизм. Для этого в часах-ходиках необходимо:

1) снять крючок, на котором подвешена гирями вытянуть цепь;

2) снять стрелки, для чего свинчивают гайку и минутную стрелку;

3) снять циферблат крупной отверткой (отвертку вставляют в промежуток между стойкой корпуса и обратной стороной циферблата, при небольшом усилии циферблат отходит от корпуса, к которому прикрепляется тремя гвоздями);

4) вынуть механизм, для чего отвертывают гайки крючков, прикрепляющих механизм к стойке.

Вынув механизм, раньше чем приступить к дальнейшей его разборке, выясняют его неисправности.

При этом в часах-ходиках можно обнаружить следующие, чаще всего встречающиеся неисправности:

1. Задевание одного колеса за другое, задевание колеса за платину, задевание за ближайший триб. «Чтобы это устранить, необходимо выправить колеса.

2. Неисправность качалки маятника, расшатанная вилка, расшатанный узел якоря, которые надо исправить.

3. Слишком широкая петля вилки, которую необходимо сузить.

4. Изношенность концов осей может произойти из-за недостатка масла или потому, что гнезда концов осей (футора) слишком тесны.

5. Цепь срывается с выступов блочка. Причина — расхождение колец цепи. Кольца надо сжать плоскогубцами.

6. Срывается блочек—следовательно сработался шарнир собачки, сама собачка или зубья храпового колеса. Для устранения этого недостатка сработанные детали надо заменить новыми или исправить старые.

7. Часы идут, а стрелки стоят на месте — трубка минутника или сам минутник. недостаточно плотно насажены на ось цепного колеса. Надо стянуть минутник или сжать трубку.

8. Кольца качалки стерлись—необходимо заменить новыми.

9. Погнут зуб в каком-либо колесе—надо выправить старый или вставить новый.

10. От недостаточной смазки и неправильного закрепления появрались канавки—следы зубьев спускового колеса на плечах узла якоря, нарушающие нормальную работу хода часов. Канавки необходимо удалить шлифовкой с последующей полировкой плечиков, выправить зубья спускового колеса.

11. Отсутствует продольный зазор в каком-либо колесе. Необходимо подогнуть платину в нужную сторону, а если отсутствует зазор в цепном колесе,— поднять минутник.

12. В результате плохой смазки или плохо полированных

концов осей разработались гнезда футоров, что вызвало заедание колес. Для направления надо стянуть футор в нужном направлении, а при значительной сработанности поставить новый.

13/ Погнуты или сломаны концы какой-либо оси. Надо выправить или. высверлить отверстие и вставить новый конец оси.

14. Лопнул узел якоря или сработались его плечи. Необходимо изготовить новый.

15. Погнуты или сработались штифты наборных трибов,
надо заменить новыми.

Узел якоря делают следующим образом: вырезают стальную пластинку толщиной 0,5—1 мм; концы ее скашивают на 1°, затем опиливают, шлифуют и полируют. Пластинку изгибают и придают ей форму, изображенную на рис. 46.

Рис. 46. Форма скобки узла якоря на 2,5 зуба

Готовый узел якоря должен охватывать 2,5—3,5 зуба спускового колеса. Готовую пластинку, предварительно закрепленную на валике узла якоря, надо закалить. Точную пригонку узла якоря производят подгибанием плечей, а правильность зацепления ц его глубина достигаются подгибанием моста, в котором установлена ось узла якоря.

Установив неисправности ходиков, приступают к дальнейшей разборке. Для этого надо отвернуть гайки с трех стоек и снять заднюю платину. Вынуть узел, якоря и остальные колеса. Чтобы вынуть цепное колесо, необходимо при помощи вспомогательного мостика предварительно снять минутник. При ударе медным молотком по оси цепного колеса минутник сойдет и даст возможность свободно вынуть цепное колесо.

После разборки механизма необходимо приступить к его исправлению. Затем, проверив пригодность исправленных деталей к дальнейшей работе, приступают к чистке часов. .

Чтобы очистить детали от грязи и излишков масла, их промывают в бензине, предварительно сняв с них щеткой пыль и грязь. После промывки детали необходимо насухо вытереть чистой тряпочкой и прочистить щеткой с мелом. Места, недоступные для щетки (гнезда футоров и др.), чистят деревянной палочкой.

После чистки часы-ходики собирают в следующем порядке: насаживают минутник на ось цепного колеса при помощи мостика; устанавливают колеса концами осей в соответствующие им гнезда передней платины; накладывают заднюю платину на стойки и осторожно вставляют концы осей колес в ее гнезда. Затем закрепляют платину гайками и прокручивают рукой колесную систему, чтобы убедиться в отсутствии заеданий в ней, достаточности зазоров и т. п. Убедившись в исправности механизма, немного свинчивают гайки, поднимают заднюю платину и вставляют узел якоря. Вставив узел якоря, гайки завинчивают до предела и проверяют правильность работы узла спуска. Одной рукой нажимают на цепное колесо, а другой медленно приводят в движение узел якоря, удерживая его за вилку. При необходимости производят соответствующие исправления.

Затем устанавливают стрелочный механизм. На неподвижную ось, укрепленную на передней платине, насаживают вексельное колесо, предварительно подложив под него необходимое количество шайб, чтобы обеспечить правильное зацепление с минутником; потом насаживают часовое колесо. Чтобы предотвратить перемещение вексельного и часового колес на своих

осях, на ось вексельного колеса насаживают замковую шайбу. После этого механизм смазывают (гнезда всех колес и узла якоря, плечи узла якоря) и надевают цепь на блочек.

В предварительно вычищенном корпусе укрепляют механизм при помощи двух крючков с гайками. Укрепляют циферблат тремя гвоздями. Выступающая ось цепного колеса должна быть по середине отверстия циферблата и последний должен быть «оставлен вертикально. Затем насаживают стрелки, которые закрепляют гайкой, и проверяют, не задевают ли они одна за другую, имеет ли часовая стрелка достаточный зазор; обнаруженные недостатки устраняют.

Повесив ходики на стенку и пустив их в ход, необходимо послушать, чтобы звук хода (тиканье) был ритмичный. Для этого часы передвигают в ту или иную сторону.. Если ходики окажутся сдвинутыми в сторону, необходимо подогнуть вилку узла якоря в сторону, противоположную той, в которую передвинуты часы. При установке механизма в корпус вилка не должна задевать за корпус, стержень маятника должен находиться в середине петли вилки, не касаясь ее краев. Эти дефекты устраняют отгибанием вилки в нужную сторону.

Неисправность крючка стержня маятника и качалки вызывает волнообразные движения маятника. Маятник должен колебаться в одной плоскости. Чтобы устранить возможные задевания звеньев цепи за стойку корпуса, надо сдвинуть механизм в нужную сторону, предварительно отвернув немного гайки крючков.

Иногда колебания маятника сопровождаются своеобразным свистом. Это указывает на отсутствие смазки у качалки, которую необходимо смазать маслом.

Регулировка хода часов-ходиков весьма примитивна. Она достигается опусканием или поднятием линзы-диска маятника. Суточная разница в +10 минут регулируемся поднятием или опусканием линзы-диска на 1 см. Кроме этого метода регулировки, который осуществим при обязательном наблюдении за часами в продолжении 2—3 суток, существует еще другой метод, основанный на принципе подсчета количества колебаний, производимых маятником в течение 1 часа. Этим методом используют также при подборе нового волоска для карманных часов и будильников.

Ходики и их ремонт

Часы ходики приводятся в движение тяжестью опускаю­щейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия, кроме мо­мента, когда подтягивают гири вверх. Опускание гири преобра­зуется во вращательное движение на цепное колесо, которое пере­дает вращение на триб промежуточного колеса. Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса. Хо­довое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей импульс на маятник. К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке 9.

Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные. Трибы изготовляют цельные — фрезе­рованные и сборные, из стальных полированных штифтов, так называемое цевочное зацепление.


Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латун­ных платинах.

Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне ко­торой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью вы­ступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само по­ворачиваясь, передает движение остальному механизму.

Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка.

Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается век­сельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На ось барабан­ного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса.

Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и де­талей и с выявления дефектов. Чистка деталей механизма — по­следняя операция.

Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каж­дое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не сры­валась с блока; блок, который может срываться, вследствие неис­правности собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины.

Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку.

При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продол­говатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напиль­ником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.

После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между пле­чиками скобки должно помещаться не больше 2.5 зубьев ходо­вого колеса.

Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губ­ками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев.

Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложен­ным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом.

Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.

После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.

Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки.

После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат.

Поставив стрелки на нужное время, качните маятник. Прислушайтесь к звуку хода часов. Стук должен быть одинаковым при движении маятника влево и вправо. Добейтесь равномерности стука, сдвигая часы немного вправо или влево.

Если равномерный ход получается только при сильном перекосе часов от отвесной линии, то необходимо открыть заднюю стенку корпуса и немного подогнуть вилку скобочного валика 2 в сторону перекоса часов. После этого проследите за точностью хода собранных часов по другим часам или по источникам точного времени.

Если часы уходят вперед, то линзу маятника сдвиньте немного вниз по стержню, а если отстают, то подвиньте линзу вверх. Заводить часы надо один раз в день, подтягивая гирьку за левый конец цепочки.

СТОЛ ЗАКАЗОВ:

БОНУСЫ:

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение: Михаил Булах

Программирование: Данил Мончукин

Маркетинг: Татьяна Анастасьева

Перевод: Наталья Кузнецова

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua

сделано в Украине

А почему вообще применяют маятник в часах? Там ведь нет никаких человечков — любителей покачаться. Но дело здесь вовсе не в человечках. Исследуя движение качающихся тел, физики выяснили очень важную вещь. Оказалось, что время, за которое тело качнется вправо — влево и вернется в прежнее положение, остается всегда постоянным. Каждое колебание — и второе, и десятое, и сотое — занимает ровно столько же времени, сколько заняло первое. Потому-то маятник и приспособили к часам. Он регулирует их ход.

Если у тебя в доме есть ходики, можешь рассмотреть, как они устроены. Только не разбирай их. Собрать даже такие простейшие часы тебе едва ли удастся.

Ходики приводит в движение опускающаяся гиря. Цепь, на которой висит эта гиря, перекинута через барабан, насаженный на главную ось. От главной оси движение через зубчатые колеса передается минутной и часовой стрелкам.

Если бы в механизме ходиков больше ничего не было, то гиря быстро пошла бы вниз и стрелки завертелись бы, как белки в колесе. Вж-ж-ж. Готово! Гиря опустилась на всю длину цепи, и все движение остановилось!

Ясно, что никому не нужны часы, которые за несколько секунд пробегут целые сутки и тут же остановятся. Ход часов нужно замедлить. Для этого в ходиках устроены ходовое колесо и скобка с маятником. Маятник — это груз, висящий на длинной палочке. Толкнешь его — и он пойдет качаться. Тик-так, тик-так, вправо — влево.

Вместе с маятником качается и скобка, в которую он продет. Два плечика этой скобки попеременно попадают между зубцами ходового колеса. Качнулся маятник вправо — левое плечико скобки застряло в колесе и остановило его. Качнулся влево — плечико поднялось, отпустило колесо. Но только колесо проскочило на один зубец — правое плечико снова его останавливает. Маятник опять качнулся вправо — опять пропустил один зубец ходового колеса. Колесо немного повернулось, а за ним и весь механизм ходиков сделал следующий шаг. Но тут же плечико скобки опять останавливает колесо.

Так и ходят ходики: тик-так, тик-так, шаг за шагом. Быстро идти не дает маятник, он все время «вставляет палки в колеса».

Но ты ведь уже знаешь, что период колебания маятника всегда один и тот же. Значит, каждый шажок ходиков занимает одно и то же время! Так маятник регулирует ход часов, делает его точным.

Примерно так же устроены карманные и наручные часы. Только вместо гири у них пружина, а вместо маятника колесико-балансир, соединенное с «волоском» — тоненькой спиральной пружинкой. Спиралька то свивается, то развивается: тик-так, тик-так. Такие колебания называются крутильными. Их период тоже неизменен, и часы идут точно.

Смотрите другие статьи раздела Занимательные опыты дома.

Интересный опыт по физике: Электрический кот

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Рекомендуем скачать в нашей Бесплатной технической библиотеке:

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Как настроить часы ходики»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector