Как правильно настроить бой часов янтарь

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Как правильно настроить бой часов янтарь?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

как новичок, на днях столкнулся с проблемой — настенные часы ОЧЗ — Янтарь, с боем, не красиво бьют

а именно:
— 1й молоточек бьет уверенно
— 2е два молоточка бьют с каким-то дребезжанием струн гонга

и тут начались танцы с бубном:
— начал двигать часовой механизм вперед/назад
— начал загибать/разбирать молоточки
. ну не нравится бой и все — то какая-то глухота 1го молотка то дребезжание послу удара 2х молотков, а то и дребезжание корпуса — передней панели со стеклами

дошло до того, что пришлось снять гонг и попытаться подтянуть струны, а почему бы нет?

итог — бой настроил, но как-то не очень 1й молоточек бьет глуховато, 2е два — звонче, но с небольшим дребезжанием .

подскажите кто и как настраивает мелодию боя, есть ли здесь нюансы (при условии что с молоточками и струнами ничего вандального не происходило)?

п.с. у моего знакомого, случайно увидел, что 1й молоточек находится значительно ниже 2х других . на мой вопрос почему так, услышал ответ, что ему так больше нравится

нужно уменьшить силу удара молоточка, для этого:

— для начала, нужно вывести проволочную пружинку из зацепления с осью молоточка — в каминных ОЧЗ она не нужна
— потом надо уменьшить угол подъема молоточка (угол, на который механизм поднимает молоточек) с помощью эксцентрика с шестигранной головкой
— затем отрегулировать расстояние от молоточка до струны (там есть хомут с винтом, которым втулка с стеблем молоточка фиксируется на оси, винт надо ослабить, отрегулировать положение молоточка и снова затянуть)

Молотки с кожаными бойками закреплены на рычагах. Рычаги закреплены на валиках.
Валики имеют подпружиненные собачки подъема молотков и ТОРМОЗА. Именно тормоза служат для предотвращения дребезжания гонгов из-за повторных ударов молотков.

Громкость регулируется подгибанием пружин собачек — больше усилие — громче звук гонга.

Форма тормоза, выполненного в виде «хитро изогнутой толстенькой проволочки» обеспечивает при приближении молотка к гонгу торможение ВАЛИКА плавным упором С МАЛЫМ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ в штифт эксцентрика с шестигранной головкой.

Разогнанный пружиной собачки молоток после остановки валика тормозом движется к гонгу ПО ИНЕРЦИИ, упруго деформируя свой рычаг — именно для этого он, рычаг, сделан длинным и гибким, и бьет по гонгу МЯГКО — кожа, деформируясь, ПОЛНОСТЬЮ гасит отскок молотка от гонга и, вследствие обратной упругой деформации рычага молотка, молоток занимает свое исходное положение на расстоянии примерно 1 мм от бойка молотка до гонга.
Разумеется, сделать звуки гонга ТИШЕ, можно УВЕЛИЧЕНИЕМ упомянутого расстояния, чтобы при упругой деформации рычага молотка, боек последнего едва-едва чуток бил по гонгу.

После остановки валика молотка на тормозе и удара гонга к собачке валика подходит следующий зубец вращающейся звездочки механизма боя, молоток снова начинает подниматься и процесс повторяется.

При длительной эксплуатации кожа бойка молотка, в зависимости от ее качества, может стать или излишне мягкой вплоть до выкрашивания (требуется замена) или слишком жесткой — кожа перестает гасить инерцию удара, удар молотка перестает быть НЕУПРУГИМ и может появиться НЕПРИЯТНЫЙ звук или, даже, дребезжание — достаточно слегка «разлохматить» кожу рашпилем и ли ножом.

Если Вы заглядывали в рояль или фортепиано, то замечали, что молотки клавиш выполнены ВОЙЛОЧНЫМИ для ПОЛНОГО гашения инерции удара молотка о струну.

МЕХАНИЗМ БОЯ НАСТЕННЫХ ЧАСОВ

Схема механизма боя представлена на рис. 195.

Механизм боя в часах имеет собственный источник энергии в виде заведенной пружины, обычно находящейся в барабане, или получает энергию от поднятой гири.

Рис. 195. Механизм боя настенных часов
1 — барабан; 2 — добавочное колесо; 3 — штифтовое колесо; 4 — стопорное колесо; 5 — второе пусковое колесо

Рис. 196. Колесо с подъемными штифтами и валик молотка:
1 — подъемный стержень; 2 — валик молотка; 3 — колесо с подъемными штифтами

Рис. 197. Схема механизма боя в начале подъема двуплечего рычага отпирания и момент подъема рычага замыкания:
1 — минутный триб; 2 — двуплечий рычаг отпирания; 3 — колесо рычага замыкания; 4 — остановка первого пускового колеса и штифта на рычаге замыкания; 5 — штифт первого пускового колеса; 6 — выступ; 7 — штифт второго пускового колеса

Механизм боя, работающий со счетным колесом, имеет следующие детали:

1 — барабан, сопряженный своими зубьями с трибом добавочного колеса, на оси которого насажен счетный диск;

2 — добавочное колесо, находящееся в зацеплении с трибом штифтового колеса, несущего на себе 9—10 подъемных штифтов или звездочку с тем же количеством выступов;
3 — штифтозое колесо, зацепляющееся с трибом первого пускового — стопорного колеса, несущего на себе один штифт;

4 — стопорное колесо, зацепляющееся с трибом второго пуско-

вого колеса, также несущего на себе штифт;

5 — второе пусковое колесо, находящееся в зацеплении с трибом ветряка-регулятора;

6 — валик 2 (рис. 196), имеющий подъемный стержень 1, соприкасающийся в своей работе со штифтовым колесом 3, на квадрате которого закрепляется молоток;

7 — рычаг замыкания (рис. 197), соприкасающийся через штифт 5 с первым пусковым колесом и несущий на себе рычаг отсчета, который лежит на счетном диске;

8— двуплечий рычаг отпирания 2, находящийся под циферблатом;

9— рычаг отпирания 2, соприкасающийся с рычагом замыкания 4 и закрепленный на валу рычага замыкания.
Процесс работы механизма боя заключается в. освобождении механизма для разбега колесной системы, производства , ударов и прекращения боя. Механизм боя действует в течение короткого промежутка времени, после автоматического отпирания, которое производит стрелочный механизм часов.

На оси центрального колеса закреплен минутный триб 1, на котором находятся два штифта. Вращаясь вместе с осью, каждые полчаса он поднимает двуплечий рычаг отпирания 2, который, в свою очередь, упираясь в рычаг замыкания 3, поднимает его. На валу рычага 4 плотно закреплен рычаг-колено. Поднимаясь на достаточную высоту, рычаг освобождает штифт первого пускового колеса, и колесо совершает короткий пробег. Вместе с ним совершает пробег примерно на полуоборота второе пусковое колесо, и штифт 1 , находящийся на нем, падает на выступ 6 двуплечего рычага отпирания 2.

Короткий пробег колес за 3—5 мин перед боем называется подготовкой к бою. Только по истечении 3—5 мин, когда минутная стрелка подойдет к цифрам 12 и 6, штифт минутного триба 1 переместится настолько, что освободит лежащий на нем двуплечий рычаг отпирания 2 Этот рычаг, падая, возвращается в свое первоначальное положение, тем самым штифт 7 второго пускового колеса освобождается, и механизм боя приходит в движение.

Во время движения колес каждый штифт штифтового колеса или зуб звездочки, подойдя к выступу вала молоточка, поднимает его вверх. Как только выступ молотка, освобождаясь, падает, вместе с ним падает и молоток, ударяя по пружине или гонгу.

Чтобы часы могли отбивать правильное время, в механизме боя имеется счетный диск (рис. 198), который закреплен на квадратном конце оси добавочного колеса.

Рис. 198. Счетный диск:
1 — счетный диск; 2 — рычаг отсчета

На счетном диске имеются выступы неравной величины, размеры которых определяются количеством требуемых удароъ. Счетный диск передвигается от одной выемки к другой при каждом действии механизма боя.

Рычаг отсчета своим рабочим концом лежит на счетном диске. Когда часы отбивают один раз, т. е. полчаса, тогда рычаг отсчета не выходит из выемки счетного диска. Наоборот, когда рычаг отсчета попадает на выступ счетного диска, то он, находясь на одном валу с рычагом замыкания и поднимая его, не дает возможности остановиться колесам боя, и часы бьют столько раз, сколько показывают стрелки на циферблате. Как только рычаг отсчета достигнет выемки в счетном диске, он опускается вниз благодаря
пружине, прижимающей рычаг замыкания, который также опускается, и на плечо рычага замыкания ложится штифт первого пускового колеса. Механизм приводится в исходное положение, и часы перестают бить.

Рис. 200. Механизм боя часов с гребенкой: 1 — гребенка; 2 — колесо гребенки; 3 — часовое колесо; 4 — два штифта на ступенчатой шайбе; 5 — ступенчатая шайба; 6 — двуплечий рычаг отпирания; 7, 8 — рычаг замыкания; 9 — первое пусковое колесо; 10 — кулачок подъема гребенки;
11 — второе пусковое колесо

Ветряк-регулятор, испытывающий при вращении сопротивление воздуха, служит для того, чтобы во время боя замедлять движение колес механизма боя. Ветряк свободно насажен на ось и прижимается к ней пружинкой, которая проходит через выточку в оси (рис. 199). Это предохраняет ветряк от продольного перемещения (вверх или вниз). Хотя колеса боя и ось ветряка останавливаются мгновенно, это не ведет к повреждению цапф осей и зубчатой передачи в связи с тем, что ветряк продолжает поворачиваться по инерции свободно на своей оси.

Механизм боя часов с гребенкой (рис. 200) состоит из ступенчатой шайбы 5, находящейся на часовом колесе и заменяющей счетный диск, гребенки 1, колеса 2, закрепленного на гребенке, кулачка подъема гребенки 10, рычага 7, закрепленного на одном валу с рычагом замыкания, задерживающего обратное движение гребенки.

Ступенчатая шайба, как и в первом случае, несет на себе два штифта 4, поднимающие двуплечий рычаг отпирания 6. Но при этом штифт, стоящий ближе к центру триба, поднимает рычаг отпирания 6 настолько, что рычаг 7 пропускает гребенку лишь на один укороченный зуб, в силу чего часы пробьют только один удар, т. е. полчаса. Другой штифт минутного триба, отстоящий дальше от центра триба, поднимает двуплечий рычаг отпирания 6 настолько, что дает возможность свободно упасть рычагу гребенки на один из выступов ступенчатой шайбы 5. Чем ниже
падает рычаг с гребенкой, тем большее число ударов выбивает механизм боя.

Во время боя кулачок 10, поворачиваясь, возвращает назад гребенку 1. Рычаг 7, задерживающий гребенку, не дает ей упасть обратно. В то же время каждое проскакива-ние на один зуб гребенки сопровождается одним ударом молотка по пружине или гонгу. Бой часов кончается тогда, когда в часах с рычажным остановом рычаг, задерживающий гребенку попадает в первоначальное положение. В часах со штиф-товьщ остановом боя кулачок гребенки упрется в штифт, находящийся на ее конце (рис. 201). В остальном конструкция механизма боя та же, что и в предыдущем случае.

Рис. 201. Механизм со штифтовым остановом боя: 1 — рычаг, задерживающий гребенку; 2 — кулачок подъема гребенки; 3 — гребенка; 4 — штифт останова боя

отреставрировал корпус часов (часам 50-60лет, снял весь лак, склеил заново, покрыл маслом)
Кардинально изменился звук боя. Стал звончее, более резкий и громкий. (спать в комнате с часами теперь невозможно :-))
Толи что-то не так собрал (хотя ошибиться там по сути негде), толи так повлияла склейка.

До ремонта бой был мягким, глуховатым, «оболакивающим».
Есть методы изменения тона, громкости боя в часах указанного типа?
(кулачки бьют по металлическим стержням жестко закреплённым с одной стороны)

PS
Если кто знает, подскажите адекватный форум по часам и их реставрациям.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Как правильно настроить бой часов янтарь»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector