Механические часы это которые заводят

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Механические часы это которые заводят?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Данная статья будет самой короткой на этом сайте, т.к. особо рассказывать тут не о чем. Недавно один человек спросил меня, как можно отличить кварцевые часы от механических, и я решил написать статью по этому поводу.

Самый быстрый и простой способ определить механические у вас часы или кварцевые, это взглянуть на секундную стрелку. На кварцевых часах секундная стрелка передвигается рывками, а на механических часах секундная стрелка плавно плавает вокруг своей оси. Вот и все. Теперь вы знаете такую довольно простую вещь. Но зато теперь вас будет трудно обмануть мошенникам, которые выдают кварцевые часы за механические. Но это не всегда бывает актуально.

Так же в кварцевые часы работают от батареек, которые нужно менять раз в 1-3 года. То есть, они не остановятся, пока не сядет батарейка. С механическими часами дела обстоят совсем иначе. Обычные механические часы необходимо заводить, как правило, один раз в сутки. А если часы с автоматическим механизмом, при резком движении руки с часами вы услышите тихий треск механизма.

Если смотреть по цене, кварцевые часы будут намного дешевле механических, так как производить кварцевые часы намного легче, чем собрать механизм механических часов и уж тем более механику с автоподзаводом.

Некоторые швейцарские часы имеют двухуровневый прозрачный циферблат или даже прозрачное заднее окно, из которого виден механизм. Тут и гадать не надо, что механизм в этих часах не будет кварцевым, иначе, зачем выставлять его на показ.

Производство устройств для завода автоматических часов сегодня поставлено на поток. Однако далеко не всем часам полезно находиться в самозаводящих шкатулках, считает Алексей Кутковой

Названий брендов, которые производят эти устройства, сегодня на рынке не счесть. Benson, Bernard Favre, Buben & Zörweg, Elmamotion, Heisse & Söhne, Linley, Orbita, Paul Design, Scatola del Tempo, Smythson, Swiss Kubik, Underwood London, Wolf… Все они, а также примкнувшие к ним компании — достойные производители роскошных и доступных самозаводящих шкатулок для наручных часов, снабженных системой автоматического завода. Бизнес процветает — такой вывод напрашивается сам собой, если просмотреть посвященные теме многочисленные сайты.

На рынке доминируют итальянские, немецкие, швейцарские и английские бренды. Их соратники из дальневосточного региона неистово конкурируют, предлагая аналогичную продукцию по значительно более приемлемым ценам.

Рекомендации везде одинаковы: если у вас имеются автоматические часы и они в настоящий момент не находятся на вашем запястье, то им следует находиться в шкатулке-автозаводилке. В соответствии с заложенной в нее программой она будет вращать ваши часы сутками напролет, чтобы автоматический механизм часов всегда находился в оптимально заведенном состоянии, заводной барабан (барабаны) был постоянно задействован, узел баланса функционировал, заставляя основную колесную систему оставаться в идеальном рабочем состоянии, смазка неизменно и равномерно была распределена по контактным поверхностям всех подвижных деталей механизма. Словом, вывод понятен: вашим часам это понравится.

Как же называть эти устройства? Заводящие шкатулки для автоматических часов на английском называют watch winder, на итальянском — rotori, итальянский вариант короче, что вполне естественно, поскольку их изобрели на Апеннинском полуострове, а любая буквальная адаптация технического термина, как правило, производится описательным, то есть многословным методом.

Русский бизнес, как это обычно бывает, относится к адаптации терминов наплевательски, то есть берет первый пришедший в голову вариант, который весьма редко оказывается удачным и корректным. Худший случай, конечно, банальный перевод транслитерацией, в данном случае это “виндер” или “ротобокс”. Немногим лучше “заводная шкатулка” (заводная — это такая шкатулка, которую можно завести, но не та, которая заводит).

Название “шкатулка для часов с автоподзаводом” ничего не говорит о функциональности, “шкатулка для подзавода часов” — уже лучше. Еще правильнее было бы сказать “шкатулка для завода автоматических часов”, но так получается уж слишком многословно, и потому такой вариант не приживется. Поэтому — автозаводилки, или, если хотите, шкатулки-автозаводилки (не подзаводилки, поскольку часы в них помещают именно для того, чтобы они там полностью и постоянно заводились, а не получали частичный дополнительный завод).

Название “автозаводилка”, кстати, хорошо соответствует тому, каким путем было сделано изобретение чудесных шкатулок. Автор в данном случае точно известен — это итальянский предприниматель и коллекционер часов Сандро Коларьети, основатель бренда Scatola del Tempo.

Все началось с того, что синьор Коларьети, ценитель сложных механических часов и в особенности вечных календарей, пытался найти способ поддерживать часы своей коллекции в рабочем состоянии. Механический вечный календарь традиционной конструкции — штука весьма непростая, в том числе в вопросе настройки указателей.

Кроме того, что при установке указателей на правильную дату следует скрупулезно следовать сложному алгоритму, существуют еще технические западни наподобие “красной зоны” в районе полуночи (она у разных календарей может различаться). Механизм в этот момент находится в процессе переключения, и внешнее вмешательство может привести к поломке.

Поэтому Коларьети захотел, чтобы его вечные календари стали вечными на деле, то есть никогда не останавливались. Все его попытки найти что-то подходящее на рынке оказались безуспешными, и он решил взяться за дело сам.

Что-то подобное в истории часового искусства делал Авраам-Луи Бреге. Речь о его Pendule Sympathique —изобретенных им в 1793 году симбиотических настольных часах, которые были способны заводить помещенные в них на ночь карманные часы и выставлять точное время. Правда, там была исключительно сложная механика и астрономический уровень затрат на изготовление и настройку.

Без малого через два столетия после Бреге синьор Коларьети начал со значительно более простой схемы: он попытался разработать шкатулку, способную при помощи специального электромоторчика заводить часы. Через понижающую передачу тот вращал бы заводную головку. Идея, впрочем, была бесперспективной даже на современном уровне развития электротехники — дело в том, что размеров и форм заводных головок существует невероятное множество, и далеко не все пригодны для подобной системы автоматизированного ручного завода.

Следующая идея выглядела более разумной, так как он решил воспользоваться преимуществами автоматических механизмов: чтобы завести часы, оснащенные таким механизмом, их нужно всего лишь вращать. Взяв за основу разработанный для первоначального заводящего устройства вытаскиваемый держатель часов, Сандро Коларьети вместе с инженером Карло Креспи сконструировал вручную программируемый вращающийся контейнер, в который вставлялся этот держатель. В 1990 году, всего лишь спустя год после основания бренда Scatola del Tempo, были изготовлены первые действующие прототипы 1RT.

Прав ли был Сандро Коларьети? Если нужно поддерживать в рабочем состоянии часы с автоматическим заводом и сложными в установке и настройке дополнительными астрономическими или календарными указателями (например, с указателем фазы Луны, годовым или вечным календарем), то использование шкатулки-автозаводилки следует признать оправданным.

Но если у вас коллекция или пусть даже несколько экземпляров автоматических часов, не отягощенных сложными календарями и астрономическими указателями, то необходимость использования такой шкатулки оказывается под большим вопросом.

Действительно, когда вы держите автоматические часы в такой шкатулке, существует определенное позитивное влияние на состояние механизма — он постоянно на ходу, смазка в хорошем состоянии, дата поставлена правильно. Но нельзя сбрасывать со счета негативные факторы. Они, на мой взгляд, в этой ситуации преобладают.

Возьмем для сравнения автомобили. Это тоже сложные механические устройства, требующие грамотного обхождения. Допустим, у кого-то есть несколько автомобилей, одним человек пользуется постоянно, а остальные раз в день дозаправляет бензином, поскольку двигатели у них работают — чтобы циркулировало масло и т. д. и т. п. Часто ли вы встречали таких автовладельцев? Я — ни одного.

Кто в здравом уме будет впустую круглосуточно гонять двигатели? Трения пока что никто не отменял, и износа двигателя на холостом ходу тоже (часы в шкатулке-автозаводилке работают по полной программе). Грамотный автовладелец знает, что для поддержания автомобиля в хорошем состоянии нужно примерно раз в неделю-две его завести и прокатиться на нем километр-другой. И все. Часы, постоянно находящиеся в шкатулке-автозаводилке, изнашиваются, и мне их, честно говоря, жалко.

Думаю, здесь следует придерживаться рекомендаций солидных часовых компаний. A. Lange & Söhne предлагает время от времени заводить часы, чтобы удержать смазку на деталях механизма, и обязательно приводить в действие дополнительные сложные устройства, раз уж они имеются. Например, запускать, останавливать и сбрасывать указатели хронографа (осторожнее с минутными репетирами, но об этом в другой раз).

Проводить такую операцию один-два раза в году будет достаточно. И не забывайте хотя бы раз в пять лет отдавать часы на техническое обслуживание (разборка, очистка, сборка, смазка, регулировка, проверка водостойкости).

А как же превосходное изобретение Сандро Коларьети? Оставим его сложным календарям и астрономическим часам.

Часы с автоподзаводом – классика и роскошная практичность. Появившись в 40-х годах, они завоевали рынок часов, и по сей день занимают лидирующие позиции.

Работа этого механизма основана на элементарных законах физики – инерции и всемирного тяготения. Движение стрелки осуществляется благодаря пружине, а основа автоподзавода – это небольшой груз, имеющий форму полукруга, центр тяжести которого смещен. Вращение груза вокруг оси (возникающее благодаря естественным движениям обладателя часов) запускает процесс выделения энергии, которая, в свою очередь, натягивает пружину и заводит часы. Таким образом, если вы носите механический хронометр ежедневно – необходимость в его заводе отпадет сама собой, если же надеваете периодически – время от времени придется заводить часы самостоятельно.

Как правило, у всех моделей перечень действий одинаков:

  • Для начала необходимо прочитать инструкцию по эксплуатации часов, в которой обязательно должно быть указано, как заводить механический хронометр правильно.
  • Снимите часы с руки.
  • Если ваш механический хронометр имеет систему гидроизоляции, то для правильного завода необходимо сначала открутить головку, защищающую часы с автоподзаводом от попадания капель воды.
  • Аккуратно вращайте ее по часовой стрелке необходимое количество раз до упора. Прокручивание головки может даваться с трудом – это нормальное явление для механических часов, именуемое «дефектом эргономики».
  • Если вы выкручивали заводную головку, не забудьте вернуть ее в правильное положение – плотно прикрутив к часам с автоподзаводом.

Их довольно много, но вот наиболее распространенные:

  • Оптимальное количество часов в сутки, которое часы с автоподзаводом должны находиться на руке для того, чтобы работать правильно -12.
  • Сигналами, говорящими о необходимости завести часы, являются отставание или полная остановка.
  • Во время завода всегда снимайте механический хронометр с руки. Данное правило поможет уберечь часы от преждевременного выхода из строя.
  • Не давите на заводную головку, доведя ее до ограничителя. Детали механического хронометра достаточно хрупкие, что может полностью вывести его из строя и ваш аксессуар с автоподзаводом перестанет работать.
  • Никогда не совершайте обратное движение головкой (против часовой стрелки) – это может повредить хрупкий механизм часов с автоподзаводом.
  • Не заводите часы при повышенной влажности или в случае высокого содержания пыли в воздухе – работа с механизмом открывает к нему доступ, а попадание в часы частичек пыли или воды чревато тем, что механические перестанут четко функционировать.
  • Не рекомендуется заводить механические часы с автоподзаводом, носить которые вы пока не собираетесь. Стоит определиться, действительно, ли вам нужно поддерживать механические в заведенном состоянии в течении продолжительного периода, если вы их не используете. В этом случае часы лучше оставить в состоянии покоя до того момента, когда вы наденете их в следующий раз.
  • Если с автоподзаводом часы находятся на Вас в статичном положении достаточно долго, то при первой же возможности подвигайте рукой с часами – это мгновенно активирует механизм. И часы с автоподзаводом начнут свой ход.
  • Не надевайте хронометр с автоподзаводом, когда от вас требуются неестественно частые и энергичные движения руками (например, занятия спортом) – механизм на это не рассчитан.
  • Не храните часы рядом с предметами, которые создают вокруг себя магнитное поле. Они могут оказывать влияние на работу хронометра с автоподзаводом, например, заставить их идти быстрее.
  • Несмотря на то, что многие часы с автоподзаводом имеют определенный уровень водонепроницаемости (который рассчитан преимущественно на случайные капли воды), для плавания под водой необходим ее более высокий уровень.

Для того, чтобы механические часы с автоподзаводом были заведены 24 часа в сутки, можно использовать специальную шкатулку – виндер. Она имитирует естественное движение руки человека, позволяя поддерживать часы в рабочем состоянии круглосуточно, даже если вы носите их не каждый день. Вы просто раскладываете механический хронометр на специальной подушечке и настраиваете режим, определяющий вращение ротета. Виндер может выполнять свои непосредственные функции или показывать окружающим статус его обладателя, так же, как и сами часы. Изготавливаются такие шкатулки из различных материалов: от пластика до дерева и кожи, и стоят от двух-трех тысяч рублей до полумиллиона. Различаются они также и по размеру, так как некоторые из них способны вмещать в себя не одни механические часы с автоподзаводом, а двое или еще больше.

Хронометр с автоподзаводом – это часы, которые требуют ухода и бережного отношения. Регулярно проверяйте механические аксессуары такого типа на герметичность, и раз в несколько лет отправляйте на специализированное обслуживание к мастеру, который проверит часы с автоподзаводом на наличие мусора, смазывающих веществ и, при необходимости, заменит износившиеся детали.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Механические часы это которые заводят»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector