Чем смазать часы с маятником

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос наших читателей: «Чем смазать часы с маятником?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Чем смазать часы с маятником

Добрый день, знаю, тема избитая, но тем не менее однозначного ответа на вопрос я не нашёл.
Что имею: есть настенные часы Янтарь с получасовым боем, двое часов Маяк с кукушкой и без, будильник Слава, а теперь ещё и настенные ОЧЗ четвертные.
Вот с последними проблемка: достались они мне в хорошем корпусе, но грязным механизмом. Причём грязным настолько, что при заведённых до упора(я их такими взял) часовой механизм не работает вообще(останавливаются секунд за 30), а бой работает через раз, периодически застревая и зависая. И передо мной встала задача это всё смазать. В принципе, Маяк, до этого, я смазывал веретёнкой, но их приходится периодически чистить и смазывать заново. Полазив по форумам, вычитал что «все смазки хороши, особенно самые дорогие лучше всех», но подойдёт и ПС-4, причём сразу и для настенных, и для будильников. А также, подойдут масла приборные, но тут мнения разнятся. Подскажите по маслам, отечественным и, желательно, не очень дорогим

Вопрос второй: что смазывать. Я, конечно, понимаю, что надо смазывать в основном оси механизмов, но на четвертных ОЧЗ явно виднеются следы смазки на скользящей муфте минутной стрелки, на ходовом колесе, на маятниковом подвесе, на активаторах молоточков и почти на всех рычагах. Правильно ли это?

И вопрос третий, бонусный: помнится, были четвертные ОЧЗ с переключением мелодий и отключением боя. У меня, к сожалению, более поздние. И как бы это отключение боя вернуть, ибо соседей жалко, часы останавливать каждый раз не дело, а все остальные часы, кроме Маяка, отключение боя имеют

Если часы грязные, вам просто смазка не поможет — надо спускать пружины, разбирать полностью механизм, чистить, мыть, потом собирать обратно и смазывать.

Я лично пользуюсь обычным маслом для швейных машин.

Прогресс не стоит на месте и, как и в других отраслях, он сильно продвинулся за последний век в технологиях, касающихся производства масел. Угадайте, какое направление также прогрессивно развивалось в последние 100 лет, при этом являясь наиболее требовательным к качеству и особенным свойствам масла? Отнюдь не часовое производство. Правильно — автомобильное. Современные синтетические моторные масла обладают высокими моющими, противоокислительными, противоизносными свойствами, крайне малой летучестью. Там где обычное часовое масло через год использования полностью испарится, пленка современного моторного масла будет присутствавать и работать, как и в первый день. Чтобы не быть голословным (ну, вдруг подумаете, что я ересь какую-то несу), почитайте статью о ремонте часов известного американского реставратора часовых механизмов Стива Нильсона: http://www.snclocks.com/Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/VR-338-Miniature/i-tcgSnkp
Он использует хорошее синтетическое моторное масло 5W40 при реставрации интерьерных часов уже довольно продолжительное время.

Вторые настенные ОЧЗ-Янтарь вазелином и смазаны, но он мне не очень нравится как масло, грязь сильно собирает и высыхает года за 4 где-то

😀 Вазелин,так-то, не совсем для смазки часов. В аптеке вазелиновое масло, не вазелин. Вазелиновое масло ка раз не собирает грязь. Так как при высыхании испаряется, а не трансформируется в олифоподобнось.

Вполне возможно, вазелиновое масло и не такое грязное, как вазелин, но те часы ОЧЗ, которые им смазаны, я уже один раз разбирал из-за намотавшегося на ось волоса, места, где масло чуть потекло, сильно отличаются обилием пыли, хотя год после смазки часы уже ходят тьфу тьфу, и масло до сих пор жидкое, перемещение рычагов и маятника лёгкое. Последний раз я в них лазил когда регулировал рычаг отключения боя, месяцев 5 назад

Насчёт автомобильного масла — спасибо, подумаю. У меня как раз есть кастрол 5W30 магнатек и 5W40 лонг лайф, кажется. Первый лежит уже года 3 в литровой бутылке, второй вообще не вскрывался и куплен недавно
А этими маслами можно смазывать пружины без разбора барабанов? А то, я боюсь, обратно в барабан упихать пружину у меня сил не хватит. И мыть их без разбора можно?
Вообще у меня была идея в калошу добавить немного масла и в полученной смеси шестерёнки отмочить

Вот-вот, кастрол и никакого вазелина.

Мыть надо с разборкой, в этом нет абсолютно ничего сложного, поверьте. Если боитесь не собрать верно обратно, сделайте фото механизма со всех сторон, чтобы было понятно потом где что и как стояло. Барабаны также легко разбираются и собираются, главное — перчатки на руки и перед разборкой механизма спустить пружины (хотя бы доведя завод до нуля). Цапфы осей (отверстия) в платинах обязательно прочистить деревянными зубочистками, там жуть сколько грязи остается даже после мойки.

Да, еще и пугают некоторые, что пружина, при неправильном обращении, может вспороть живот.. :DТут где-то есть видео уроки, от нашего уважаемого модератора. В том числе и о барабанах-пружинах. Поищите в разделе ремонт..

Огромное спасибо, обязательно найду и посмотрю

Чем смазать часы с маятником

О расборке и сборке часового механизма я рассказывал здесь. Давайте рассмотрим процес чистки и смазки механизма.

Для чистки механизма часов понадобиться бензин калоша, он продается в хозяйственных магазинах или на рынке в отделах лаки-краски. Если такового не нашли можно использовать чистый медицинский спирт. Чистку производят кисточкой для рисования с укороченным ворсом, для крупных деталей можно использовать зубную щётку с мягкой щетиной. Так же понадобятся сухие берёзовые опилки, для этого достаточно сухой, но не гнилой брусок из берёзы отрезать ножовкой с небольшими зубьями и собрать опилки в небольшую коробочку.

Итак в ёмкость небольшого размера наливаем бензин калоша на высоту 1-1.5см. Чистят сначала баланс, затем все мелкие детали, потом крупные. Для чистки баланса его просто опускают в ёмкость с бензином и «полоскают» держа за обод. Затем баланс необходимо вынуть и положить в коробочку с опилками, и немного потрусить. Трусить нужно так, чтоб не запутался волосок маятника (спираль). Для этого достачно несколько раз резкими движениями поводить коробочку с опилками и балансом «туда-сюда» по плоскости стола. Чистим анкерную вилку и ложим на папиросную бумагу, вообще чищенные детали желательно вылаживать на чистую гладкую бумагу, чтоб к ним не цеплялся мусор и пыль со стола. Необходимо сушить все детали после того как достали их из бензина резиновой грушей, за исключением баланса, его сушат после того как достают из опилок слегка продувая грушей (чтоб не запутался волосок). Чистим мост анкерной вилки и ангренажа, затем колёса и мост пружины, платину и барабан с пружиной чистим в последнюю очередь. Для чистки барабана необходимо его открыть, снять крышку. Чтоб снять крышку достаточно с противоположной стороны крышки, на вал (корэ) барабана надавить обратной стороной пинцета. После того как вы все детали и узлы почистили необходимо как можно быстрее собрать механизм , чтоб не попала пыль которая находиться в помещении.

Маятниковые часы

Тик так, Тик так – этот звук мы вспоминаем, когда думаем о часах. Хотя подавляющее большинство современных часов едва ли издают хоть какой-то звук. Не так давно почти каждые часы издавали характерный для часов звук, потому что они были полностью механическими, а не электронными. Раньше для того чтобы часы работали было необходимо поворачивать ключ, заводить пружину, после прислушавшись можно было услышать как работают шестерни. Так давайте разберёмся, как на самом деле работают старомодные маятниковые часы.

Что такое маятник?

Маятник представляет собой стержень, который висит вертикально и раскачивается из стороны в сторону под действием силы тяжести. Как обнаружил итальянский учёный Галилео Галилей(1564-1642), полное колебание маятника занимает одинаковое время. В теории, единственное, что влияет на колебание маятника, это его длина и сила тяжести. Для относительно небольших колебаний, время (Т), которое требуется для того, чтобы маятник сделал одно полное колебание(известное как период) вычисляется по следующему уравнению:

Где, l — это длина маятника, g – мера силы тяжести(ускорение свободного падения). Из этого уравнения видно, что вам надо в 4 раза увеличить длину маятника, чтобы в 2 раза увеличить время колебания.

Как маятник работает?

Маятник работает путём преобразования кинетической энергии в потенциальную и обратно. Когда маятник находится в крайнем положении он имеет максимальную накопленную энергию(потенциальную энергию). В самой нижней точке, максимально близкой к земле потенциальная энергия переходит в кинетическую и имеет её максимальное значение в этой точке. Таким образом, маятник постоянно переводит потенциальную и кинетическую энергии друг в друга, что является примером простого гармонического колебания. Если бы трение соприкасающихся элементов и сопротивление среды(воздуха) отсутствовало, то есть были созданы идеальные условия, то маятник бы совершал колебания вечно. Но в реальных условиях маятник учитывая вышеперечисленные факторы замедляется. Но что является очень важным для хронометража, даже при уменьшении амплитуды колебания время колебания маятника не изменяется. Галилей сразу отметил эту полезную функцию, но построить маятниковые часы ему так и не удалось, удалось лишь представить модель маятниковых часов в 1642 году. Галилей передал свои труды датскому учёному Христиану Гюйгенсу. Он и сделал первые маятниковые часы в 1650 году.

Как работают маятниковые часы?

Почти все маятниковые часы сконструированы следующим образом: в часовом механизме, который Вы видите, груз 1 с помощью троса через валик 2 приводит в движение систему колес. Этот груз обеспечивает энергию для часов. Усилие через несколько колесных пар передается на тормозное колесико 3. Проворачивание часового механизма тормозится в результате взаимодействия тормозного колесика 3 и анкера 4 и регулируется маятником 5. Тормозное колесико будет продвигаться дальше лишь в том случае, если маятник приведет анкер в такое положение, когда он отпустит тормозную шестеренку. Одновременно другой конец анкера проходит в пространство между шестеренками и тем самым ограничивает движение тормозного колесика 3 на половину длины зубчика. Теперь, когда маятник будет совершать обратное движение, зубчик надавит на анкер и через стержень передаст усилие на маятник. Маятник при этом получает небольшую дополнительную энергию, что компенсирует имеющиеся у него потери на трение. Эта игра повторяется при каждом движении маятника. Таким образом, тормозное колесико движется в такт колебаниям маятника. Через несколько шестеренок оно соединено с минутной шестеренкой 7. Скорости промежуточных шестеренок рассчитаны таким образом, чтобы минутная шестеренка проворачивалась один раз в час, т.е. со скоростью большой стрелки, соединенной с минутной шестеренкой. И, наконец, шестеренки 8, 9 и 10 служат для того, чтобы маленькая стрелка двигалась в 12 раз медленнее, чем большая. Комбинацию из стрелок 8, 9 и 10 называют также стрелочным механизмом.

Недостатки маятниковых часов.

Как мы рассмотрели выше, время колебания маятника зависит от длины стержня и силы тяжести. Но длина металлического стержня может изменяться при изменении температуры, это изменение незначительное, но будет оказывать влияние на точность измерения времени. То же касается силы притяжения. Часы ближе к центру земли, на уровне моря и высоко в горах будут отсчитывать время не одинаково. Так же применение маятников часов на корабле практически невозможно, или очень затруднено. Но все эти проблемы были только на заре появления маятниковых часов. В процессе развития науки все проблемы были решены.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Чем смазать часы с маятником»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector