Как разобрать настольные часы

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос наших читателей: «Как разобрать настольные часы?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Как разобрать настольные часы

Пособие для начинающего мастера

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

2 — ролик двойной;

4 — камень сквозной;

5 и 6—калош накладной и импульсный;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12—полеты входная и выходная;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

Как разобрать настольные часы

РАЗБОРКА ЧАСОВ НАСТОЛЬНЫХ ЧАСОВ

Прежде чем приступить к разборке часов, необходимо сделать разборную карту (рис. 24) и приготовить необходимый инструмент. Разбирать часы нужно в следующем порядке.

С задней крышки снять заводной ключ и кнопку перевода стрелок. Ключ снимают, вращая его против стрелки, указывающей направление вращения при заводе пружины. Кнопку перевода стрелок снимают, вытягивая ее на себя.

Снимают ободок со стеклом. Для этого острие отвертки вставляют в двух-трех местах между ободком и рантом и, покачивая вверх и вниз отвертку, снимают ободок с ранта.

Рис. 24. Разборная карта для настольных часов без боя:
а —баланс с волоском; б — анкерная вилка; в — часовое колесо; г — вексельное колесо с замковой шайбой; д—гайка крепления платины; е — анкерное колесо; яс— секундное колесо, з — промежуточное колесо; и — заводное колесо

Снимают минутную и часовую стрелки. Для этого кусачками захватывают головку стрелки и, покачивая, снимают ее или вставляют острием две отвертки друг против друга под стрелку и, покачивая отвертку вверх и вниз, снимают стрелку.

Циферблат прикреплен к корпусу двумя гвоздиками. Чтобы снять циферблат, надо острие отвертки вставить между циферблатом и корпусом около гвоздиков, слегка повернуть отвертку и снять циферблат с гвоздиками. Циферблат положить лицевой стороной вниз на ободок со стеклом, а на циферблат положить заводной ключ, кнопку перевода стрелок и стрелки.

Снимают механизм с корпуса. Для этого отвертывают три шурупа на рамке механизма. Механизм снимают с корпуса осторожно, не повредив баланса с волоском.

Разборку механизма (рис. 25) начинают со съемки баланса
1 с волоском 2. Для этого плоскогубцами вынимают из колонки

штифт 4 и освобождают наружный конец волоска. Чтобы при сборке установить в прежнее положение Конец волоска в колонке, рекомендуется при съемке волоска конец его загнуть пинцетом по нижнему концу штифта 4.

Рис. 25. Механизм со стороны задней платины:
1 — баланс; 2 — волосок; 3 — центровой винт баланса; 4 — штифт крепления волоска 5- колонке; колонка волоска; 6 регулятор; 7 — стойки (колонки); 8 — гайки; 9 — анкерная вилка;
10 — задняя платина; 11 — кольцо

Из регулятора 6 вынимают первый виток волоска 2. На задней платине плоскогубцами отвертывают центровой винт 3 так, чтобы можно было снять баланс с волоском. Баланс снимают осторожно, не допуская повреждения витков волоска и цапф осей баланса.

Если волосок не загрязнен и витки не касаются друг друга-, волосок с баланса не снимают. Баланс с волоском кладут на разборную карту на клетку а.

Если волосок грязный и витки прилипают друг к другу, необходимо его снять с баланса для чистки и положить на клетку а вместе с балансом.

Чтобы при сборке установить волосок на баланс на прежнее место, надо против прорези колодки на ободке баланса сделать метку. Регулятор 6 и центровой винт 3 с платины не снимать.

Если пружина не загрязнена, то для того, чтобы легче было во время, сборки установить ее на прежнее место, рекомендуется завести пружину и связать ее насколько возможно туго шпагатом или мягкой проволокой.

Затем вставляют напильник в одно из окошек центрального колеса так, чтобы конец напильника вы шел на другую сторону механизма. Затем вынимают анкерную вилку. Для этого ослабляют две верхние гайки 8 (см. рис. 25) на стойках 7 и приподнимают платину настолько, чтобы вынуть анкерную вилку 9. Кладут ее на клетку б и снова завинчивают гайки. Вынимают напильник и дают пробежать колесам, пока шпагат на пружине не натянется.

После этого снимают на подциферблатной платине (см. рис. 22) часовое 1 и вексельное 2 колеса. Чтобы снять вексельное колесо, надо вначале снять замковую шайбу 3. Детали положить на разборную карту — часовое колесо на клетку в, вексельное колесо и замковую шайбу на клетку г. Минутную трибку не снимать с механизма.

Затем снимают заднюю платину с механизма. Для этого отвертывают четыре гайки на стойках и кладут их на клетку д. Платину положить на стол.

Снимают с механизма колесную передачу (см. рис. 19) и кладут на разборную карту: анкерное колесо 1 на клетку е, секундное 2 на клетку ж, промежуточное 3 на клетку з. Центральное колесо не снимают с механизма.

Далее снимают заводное колесо 5 (см. рис. 19) с пружиной 6, а пружину с заводного колеса; для этого левой рукой держат пружину, а правой провертывают заводное колесо вправо

так, чтобы крючок на валу заводного колеса вышел из отверстия пружины.

Заводное колесо кладут на клетку и, а пружину—на заднюю сторону циферблата. Центровой винт баланса с подци-ферблатной платины не снимают.

Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

‘РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ’

Пособие для начинающего мастера

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

Основные узлы часового механизма

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Принцип действия часового механизма

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Как разобрать настольные часы»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector