Надо ли смазывать шестеренки в настольных часах

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос наших читателей: «Надо ли смазывать шестеренки в настольных часах?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Надо ли смазывать шестеренки в настольных часах

Имеются старинные настенные часы со струнно-гиревым заводом. Без боя.
Механизм разобрал, промыл «калошей», почистил отверстия под цапфы, насколько смог шестерни (на вид довольно чистые). Смазал цапфы часовым маслом.

Имеется штифтовый спуск такого вида
http://old-clock.kz/wp-content/uploads/2012/03/Pin-Wheel-Escapement.jpg

Нужно ли его смазывать — его штыри, вилку ? (к этой вилке подсоединяется маятник)
Что еще нужно самзать кроме цапф ?

Нужно ли смазывать зубья барабанного колеса, собачку ?

Собственно проблема в том, что часы ходят, но не долго — около 30 мин-1 часа, в зависимости от положения часов. Колебания маятника довольно быстро затухают, хотя маятник длинной 1 метр примерно. Линза у маятника висит несколько криво — отклоняется по вертикальной оси влево. Пока не выпрямлял.

На вид механизм исправен, выработки не видно.

Зубья обычно не смазываются ,работать с жильными часами да еще с такой интересной конструкцией спуска должны мастера .Не угробьте пожалуйста редкие часики ,если что то не понятно сделайте четкие фото трибов всех колес именно штифтов в трибах .И кроме основных точек смазки ,обязательно обратить внимание на колесо ,через которое передается момент гири на барабан с жилой .Снимите гирю и проверьте его и смазать обязательно .Работа с самим узлом спуска ,требует особого внимания ,Износ штифтов и самой поверхности скольжения скобы .А так же установки точного положения маятника.Без устранения выработок ,даже малейших амплитуды и хода нормального не будет .

Штифты-зубья анкерного колеса нужно смазывать и вилку где она касается штырей ? Где-то по форумам читал что кажется нужно. Но пока не смазывал.
Трибы хорошо вычистил до блеска деревянными палочками, но на них следы от шестерней имеются, но небольшие.

И штыри и вилку ?
Нужно ли смазывать зубья барабанного колеса, собачку ?
Поподробнее можно.

Штырь и вилку, иначе износ очень большой будет. Зубья барабанного колеса, собачку я смазываю.

Спасибо, еще вопрос — у меня струна из толстой лески, чем заменить лучше ?
Вопрос — может ли отсутствие смазки (штырей, вилки и т.д. кроме цапф, которые смазал) влиять на ход — ходят они не долго, всего 30 мин- час в зависимости от расположения часов на стене.

Собственно сами часы:
http://forum.watch.ru/showpost.php?p=2169593&postcount=297
(царапины на пластинах не мои — кто-то разбирал до меня по крайней мере чтобы леску поставить вместо шнура)

после мойки в бензине не остался ли белый налет на деталях?
просто одним бензином часто бывает невозможно отмыть старое затвердевшее масло и окислы с деталей, а они сильно увеличивают трение между деталями

штифты ходового колеса смазываются
подпружиненная собачка в главном колесе смазывается, свободно падающая собачка в механизме и соответствующие зубья главного колеса — нет

Обращайте внимание на малейшую выработку на центральном колесе ,его триб испытывает наибольшую нагрузку и за сотню лет, там обязательно будет выработка Как и на большинстве антикварных настенных,изменяется межосевое расстояние и скольжение зуба по штифту триба центрального .И как следствие меняется момент на остальные колеса ,и узел скобы ,не буде амплитуды как ни смазывай и не грузи гирю лишним весом .Что только усилит влияние выработки .На любой из осей

Подозрение, что выработка на вилке, т.к. она внизу куда падают штифты не прямая, а выгнута по небольшой дуге
http://s3.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2013/11/9f74ae950909a245bc251f82f6144537.jpg (http://hostingkartinok.com/show-image.php?id=9f74ae950909a245bc251f82f6144537)
конечно не такой как на картинке, но примерно так 🙁

механизм часов. Повторю проблема — ходят 30-60 минут, в зависимости от положения.

Есть выработка отверстия для цапф у колеса с грузом

Линза маятника висит кривовато — перекос влево по вертикальной оси попробую исправить. Сама полоска маятника не идеальна.

Внимательно осмотрел вилку — износа не вижу. Кривизна кажется как на иллюстрации приведенной мною выше в начале темы.

Что вообще нужно смазать в механизме кроме цапф ?

Надо ли смазывать шестеренки в настольных часах

Жаль. Мне кажется, что силикон сейчас активно наступает по всем фронтам, где нет прямого контакта с кожей рук. Я вот такую смазку часто использую — работает просто великолепно:
http://liquimoly.ru/product_view.php?id=333
Однако нет уверенности, что для старинных часов эта или другая силиконовая подойдёт — в часах всё-таки своя, причём очень ярко выраженная специфика.

Поискал по интернету урывками. На Ютъюбе дядька, ремонтирующий будильник, утверждает, что настоящее часовое масло всегда делали только из куриных костей, и только оно обладает необходимыми свойствами, дескать, только его хватает в часах на 25 лет. И ещё часовые традиционалисты здесь и там поругивают силикон, дескать ни-ни, но в общих словах, без какой-либо конкретики и примеров. Бездоказательно, просто «ужас-ужас-ужас» — и всё. Правда, один какой-то бред написал, что силикон «коксуется», комментарии излишни.

Короче, вопрос остался открытым.

Жаль. Мне кажется, что силикон сейчас активно наступает по всем фронтам, где нет прямого контакта с кожей рук. Я вот такую смазку часто использую — работает просто великолепно:
http://liquimoly.ru/product_view.php?id=333
Однако нет уверенности, что для старинных часов эта или другая силиконовая подойдёт — в часах всё-таки своя, причём очень ярко выраженная специфика.

Поискал по интернету урывками. На Ютъюбе дядька, ремонтирующий будильник, утверждает, что настоящее часовое масло всегда делали только из куриных костей, и только оно обладает необходимыми свойствами, дескать, только его хватает в часах на 25 лет. И ещё часовые традиционалисты здесь и там поругивают силикон, дескать ни-ни, но в общих словах, без какой-либо конкретики и примеров. Бездоказательно, просто «ужас-ужас-ужас» — и всё. Правда, один какой-то бред написал, что силикон «коксуется», комментарии излишни.

Короче, вопрос остался открытым.

Мне один коллекционер часов сказал, что как не смазывай, анкерный механизм рано или поздно сточиться. И самые старые и дорогие часы у него в основном стоят, и пускаются не часто.
Так что каждый должен решить сам чего хочет, слушать тикание или вечные нетронутые часы.

У меня дедовские настенные часы прекрасно тикают на сухую, а им больше ста. Почти все часы, что попадались, вставали как раз после смазки. Поэтому первым делом кладу на сутки механизм в керосин. Отверстия куда входят цапфы шестеренок прокручиваю зубочистками (иначе смазку и грязь не удалить). Цапфы — через салфетку ногтями. Анкерная вилка действительно за сто лет слегка сточилась, но судя по бороздке ее еще лет на 100-150 хватит. Проблема была в другом. Из-за возвратно поступательного движения и приличного веса маятника, отверстие куда входила цапфа анкера (в той фенечке которую можно снять, открутив два винта) стало овальным, как замочная скважина. Прикидывал разные варианты вплоть до изготовления новой детальки.
В итоге, засунул в дырку подходящую по диаметру иголку и через приспособу стал плавно зажимать детальку в тисках. Теперь как с завода!

Я, пожалуй, не стал бы силиконом мазать. Приходилось на практике сталкиваться со смазанными силиконом механизмами- он из места смазки норовит «расползтись» по всему устройству. А потом эти жирные поверхности обильно обрастают пылью. Я думаю, в старинных часах такое неуместно.

И ещё дополнение: наверняка все знают теплопроводящую пасту КПТ-8, которую наносят между транзистором и радиатором. Она тоже сделана на основе силикона, в котором размешана окись бериллия. И этот силикон тоже зачастую «выползает» из пасты и пачкает пол-радиатора.

Коллеги, большое спасибо за интересную информацию и дельные советы!

Надеюсь, что и остальные, у кого есть опыт (как положительный, так и отрицательный), в дальнейшем им поделятся.

Доску «короны» довыпилил с большим удовольствием, но это всего только полуфабрикат: предстоит доукомплектовать её двумя оригинальными фигурами (орлом и львиной мордой, которые едут сейчас малой скоростью из Германии) и точёными деталями (их ещё надо делать), а также фанеровать её лицевую поверхность. Этим займусь позже, вместе с остальными деталями шкафа, им тоже нужен серьёзный ремонт, который всё ещё впереди.

Да и разметка отверстий под все крепления — не шутка, это надо делать точно и аккуратно, сперва изготовлю кондукторы. С этим легко, есть небольшой сверлильный станок (который, кстати, уже многократно себя окупил). Мне достался шкафчик явно не из дорогих — собирали его быстро, на гвоздях; а лёгкие детали декора — просто на клею. Я долго рассматривал, что из этого вышло после многих лет — совсем не понравилось: одно отошло, другое растрескалось. Посмотрел по случаю и устройство шкафа подороже — вот он-то собран культурнее: на круглых деревянных шплинтах, на которых не сэкономили ни по количеству, ни по качеству. Решил свой делать так же.

Дешёвые корпуса, повторюсь, изготовлены из отфугованных сосновых досок, которые в оригинале типично раскрашивались тёмным шеллачным лаком «под палисандр» — при снятии «бороды» и других деталей отлично видны эти широкие прямые мазки кистью, призванные придать сосне «дорогую полосатость».
Боковины шкафа зачастую склеивались из более узких досок, но в этом случае мастер заботился о себе, а не о клиенте — это сделано исключительно для упрощения изготовления и снижения расхода материалов.

Сегодня получил посылочку от Хуберта Фриша из Золингена с кое-какими запчастями. Поэтому отложу на время столярку и займусь механизмами.
Об этом и будет следующий мой подробный рассказ. А пока пару слов о символике фирмы Junghans — мне, как фалеристу со стажем, покопать это немного было очень интересно.

В период становления фирмы её эмблема менялась довольно радикально. Для коллекционеров наличие той или иной эмблемы на ранних Юнхансах стало дополнительным ориентиром в датировке выпуска часов. Хотя обычно с датировкой массовых моделей часов Junghans проблем не возникает — эта фирма (в отличие от многих других производителей) почти с самого начала производства внедрила очень понятную и однозначно читаемую кодировку дат выпуска, которой клеймились все механизмы. Впоследствии, кодировку меняли, но принцип оставался неизменным.

Характерную восьмиугольную звезду Junghans можно встретить не только на циферблатах и механизмах часов этой фирмы, но и на других деталях: кронштейне крепления, маятнике, бронзовых элементах шкафа, иногда даже гонге (или на квадрате гонга просто выбита буква «J»). Естественно, эта звезда повсеместно использовалась в рекламе часов. Тут не мешает ввернуть, что поначалу фирма Junghans выпускала лишь качественные детали для других производителей часов, на этом и «поднялась с нуля». А вот когда они сами стали выпускать часы — тогда вопрос узнаваемости торговой марки и встал на повестке дня.

Отдельные таблички и надписи на механизмах «Germany» и «Made in Germany» появляются на часах Junghans после Первой мировой войны.

В более поздний период был у Юнхансов и изящный латунный шильдик (Ничего Вам не напоминает, коллеги?
Нет, правда? «Фестиваль» например?
)
, а надпись аналогичного начертания наносилась на циферблаты.

Надо ли смазывать шестеренки в настольных часах

Трояновский Василий Васильевич

Отечественная часовая промышленность, из года в год наращивая производственные мощности, выпускает все больше часов бытового назначения.

Население нашей страны имеет в своем распоряжении миллионы часов, различных по своему назначению и конструкции.

В процессе эксплуатации часов возникает необходимость их ремонта, периодической чистки и регулировки.

Развитие часовой промышленности требует более совершенной организации и техники ремонта часов.

В настоящее время строят специальные заводы по ремонту часов, крупные ремонтные базы, мастерские и т. п.

Создание ремонтных баз позволяет оснастить их современной техникой, организовать централизованное снабжение фурнитурой (запасными частями), ввести наиболее производительные методы ремонта, улучшить подготовку кадров часовых мастеров, занимающихся ремонтом.

Подготовка новых и повышение квалификации работающих часовых мастеров невозможна без соответствующей литературы.

В книге излагаются отдельные теоретические вопросы и даются практические указания, рассматриваются принципы устройства и работы различных часовых механизмов и их узлов; приведено описание отдельных операций ремонта часов, приборов и инструментов, применяемых при ремонте.

В отдельной главе изложены вопросы организации индивидуального и поточного методов ремонта.

Все замечания и предложения по данной книге, которые будут приняты автором с благодарностью, направлять по адресу:

Москва, И-164, Проспект Мира, 106, Машгиз.

БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ

§ 1. Классификация бытовых приборов определения времени

Приборы определения времени, применяемые в быту и технике, отличаются большим разнообразием не только конструктивных форм, принципиальных схем построения, но и принципами действия. Разнообразие конструктивных форм, схем и принципов построения приборов определения времени объясняется различным их назначением и условиями, в которых этим приборам приходится работать.

В зависимости от привода применяемого в приборах времени, они подразделяются на следующие группы:

а) с механическим приводом, в которых основной движущей силой является пружина любой формы или гиря; завод пружины или поднятие гири производятся рукой;

б) с электромеханическим приводом, в которых основной движущей силой также являются пружина или гиря, которые периодически в строго установленные моменты времени с помощью автоматически действующих электромагнитных систем возвращаются в исходное рабочее положение;

в) с электрическим приводом, в которых применяются различные формы электромагнитов периодического действия или с постоянно вращающимися якорями.

К этим группам относится подавляющее большинство приборов определения времени. В них для отсчета времени используются колебания различной частоты.

В бытовых часах для отсчета времени используются колебания маятника или баланса частотой от 0,5 до 3 гц.

В секундомерах и многих специальных технических приборах отсчета времени частота колебаний баланса находится в пределах от 2,5 до 200 гц. В зависимости от назначения приборы определения времени подразделяются на следующие группы:

а) для показа текущего значения времени; к этой группе относится все часовые приборы вне зависимости от принципа их действия, в задачу которых входит отсчет и показание текущего значения времени в секундах, минутах и часах;

б) для отсчета заранее заданных промежутков времени; сюда относятся приборы, производящие отсчет различных отрезков времени, и многие технические приборы, применяемые для регулирования технологических процессов.

По типу колебательных систем, являющихся основой отсчета времени, приборы могут быть подразделены на следующие группы:

а) с маятниковой колебательной системой; к этой группе относятся все типы часовых приборов, имеющих маятник в качестве регулятора;

б) с балансовой колебательной системой; к этой группе относятся все типы наручных, карманных, настольных, настенных и других типов часовых приборов, в которых баланс является регулятором хода; особенностью этой группы часовых приборов является то, что колебательная система с регулятором может работать при любом положении прибора;

в) приборы с электромагнитной колебательной системой; к этой группе преимущественно относятся электрические часы, синхронные часы, (различные электрические хроноскопы, различные реле времени.

Особенностью этих приборов является высокая точность отсчета времени при самых различных отсчитываемых промежутках.

Приборы данной группы получают все большее распространение как в технике, так и в быту.

§ 2. Гармонические колебания

Время измеряется путем регистрации периодически повторяющихся действий элементов приборов времени.

В современных приборах времени такие периодически повторяющиеся действия совершаются специальными элементами, способными при определенных условиях производить гармонические колебательные движения.

Для того чтобы уяснить работу часов, необходимо проследить за работой этих элементов.

На фиг. 1 показан пружинный маятник, с помощью которого можно пояснить гармоническое колебательное движение.

Фиг. 1. Пружинный маятник

Верхний конец пружины жестко закреплен, а к нижнему подвешен груз А.

Под действием груза пружина получит некоторое растяжение.

Если груз, находящийся в состоянии покоя, толчком переместить в направлении вертикали, как указано штриховой стрелкой, то груз переместится на некоторое расстояние.

Величина перемещения груза будет зависеть от силы полученного толчка и сопротивления пружины. В нижней точке В эти две силы будут уравновешивать друг друга. Возврат груза происходит за счет упругой реакции пружины.

Сила реакции пружины может быть столь значительной, что груз не только будет возвращен в исходное положение, но и поднят выше. Груз, переместившись выше положения покоя, остановится в положении Б и под действием силы тяжести устремится опять вниз, вызвав при этом растяжение пружины, и вновь пройдет положение покоя и т. д. Под действием толчка возникает гармонический колебательный процесс перемещения груза на какой-то период времени. По мере прохождения времени путь перемещения груза будет уменьшаться и в конечном счете он займет положение, из которого был выведен толчком. Процесс затухания колебательного движения происходит в результате затраты энергии пружины на преодоление сопротивления воздуха перемещению груза и преодоление внутренней реакции самой пружины.

Затухание колебаний груза может и не произойти, если толчок или так называемый импульс силы, выводящий груз из состояния покоя, периодически будет повторяться. Если повторяющийся импульс силы по своей величине не будет превышать сил трения, противодействующих перемещению груза, то в этом случае груз будет колебаться, перемещаясь между двумя точками — верхней Б и нижней В.

Путь перемещения груза между этими точками, или размах, принято называть амплитудой колебания. Время, прошедшее от начала перемещения груза до его возврата в исходную точку, принято называть периодом колебания Т.

Перемещение между двумя крайними точками Б к В происходит за половину периода — Т/2.

Аналогичное явление можно наблюдать, если на одном конце нерастяжимой нити (фиг. 2) подвесить небольшой груз А, а второй конец закрепить неподвижной точке О. Нить под действием груза займет вертикальное положение. На нить будет действовать сила тяжести Р. Такое состояние подвешенного груза называют состоянием покоя. Отведя груз на некоторый угол от положения покоя и отпустив его, последний начнет колебаться.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Надо ли смазывать шестеренки в настольных часах»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector