Часы в эрмитаже павлин что за механизм

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Часы в эрмитаже павлин что за механизм?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

В Государственном Эрмитаже около 3 миллионов экспонатов, многие из которых обладают огромной не только материальной, но и исторической ценностью. Но есть в этой сокровищнице произведений искусства и исторических артефактов один, который известен всем и может считаться визитной карточкой или эмблемой Эрмитажа.

Это часы «Павлин». Они более двухсот лет находятся в Павильонном зале, и все посетители музея имеют возможность ими полюбоваться. Даже те, кто неоднократно бывал здесь, заходят поприветствовать золотую птицу.

«Павлин» не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький «кусочек» волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух – эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.

Кроме них рядом с деревом растут цветы и грибы, ползают улитки, летают стрекозы, а на ветвях сидят белки. Механизм самих часов спрятан в самом большом грибе, а время на циферблате-шляпке указывает изящная стрекоза. Все фигурки животных и насекомых, листья и цветы выполнены настолько искусно и реалистично, что кажутся живыми.

Часы «Павлин» — это произведение ювелирного искусства и механики XVIII столетия, поражающее даже наших современников не только «живучестью» сложного механизма, но и искусством мастера-ювелира, который не пренебрег ни одной деталью.


Появились часы в Санкт-Петербурге в 80-х годах XVIII века. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Однако такая большая композиция и сложный механизм, как у «Павлина», уникален. Возможно, в прошлом подобные часы были не единственными, но до нашего времени в рабочем состоянии сохранились только эти.

Автором, изготовившим фигуры птиц и приводящий их в движение механизм, является знаменитый лондонский ювелир Джеймс Кокс, а над устройством самих часов трудился немецкий мастер Фридрих Юри.

История появления «Павлина» в Петербурге туманна. По одной из версий, фаворит Екатерины II князь Григорий Потемкин, узнав у прибывшей из Лондона герцогини Кингстон о непревзойденных механизмах Джеймса Кокса, заказал мастеру подарок для императрицы. Однако часы не перенесли долгого пути, прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потемкина.

По другой версии, «Павлина» приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом. Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим любовникам.

Но, возможно, часы заказал действительно князь Григорий Александрович, а вот оплатила свой подарок сама Екатерина, что тоже соответствует ее характеру и нравам того времени.

Так или иначе, но до 1791 года «Павлин» в нерабочем состоянии хранился в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потемкин поручил отремонтировать часы.

Для этого Кулибину потребовалось два года. Ему пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. Из-за случившегося в мастерской пожара, когда наполовину разобранные часы выносили в спешке, часть деталей оказалась потеряна. Иван Петрович восстановил и их.

В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи.

Всего в часах действуют четыре механизма, три из которых приводят в движение фигуры птиц, соединенные с четвертым – часовым механизмом – системой рычагов.

Каждый час композиция приходила в движение. Первой в дивном саду «оживает» сова. Она вместе с клеткой поворачивается, моргает и постукивает лапкой. Движение этой птицы сопровождается звоном колокольчиков на клетке.

Затем приходит в движение павлин. Он медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв. Повернувшись к зрителям спиной, птица на несколько секунд замирает, затем возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста.

Последним выступает петух, который, встряхнув головой, издает свой знаменитый крик, символизирующий наступление нового дня и нового временного цикла.

Уже полностью исправными часы продолжали находиться в Таврическом дворце, и увидеть их могли немногие. В Эрмитаж «Павлин» переехал только по приказу Павла I, который занял бывший дворец фаворита Екатерины в 1797 году.

В конце 90-х годов XX века вновь потребовалась реставрация износившегося механизма, и с этой работой успешно справился «хранитель» золотого павлина – заведующий лабораторией научной реставрации часов Михаил Петрович Гурьев.

Сейчас для сохранности механизма «Павлина» заводят только раз в неделю. Полюбоваться ожившими птицами удивительных часов можно каждую среду в 19.00.

Вот уже более двух столетий собрание Эрмитажа украшает уникальный экспонат, неизменно вызывающий восхищение зрителей. Это — знаменитые часы Павлин. Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение.

Часы «Павлин»

Шляпка гриба с циферблатом

Фигура павлина

Фигура совы

Фигура петуха

Фигурка белки

Декоративная деталь

Фигурка белки

Декоративная деталь

Создание механических птиц издавна привлекало изобретателей — еще в античные времена фигуры «поющих» птиц украшали клепсидры — водяные часы. В XVIII веке создатели автоматов стремились сконструировать такую систему, чтобы птицы не только пели, но и вели себя как живые и были изготовлены в натуральную величину. Так, в середине века вся Европа восхищалась механической уткой французского мастера Жака Вокансона, которая умела пить, есть, двигаться и вести себя самым естественным образом.

Самым известным творцом подобных механизмов во второй половине XVIII в. был лондонский ювелир и золотых дел мастер Джеймс Кокс. Богатая фантазия мастера рождала идеи, которые воплощались в жизнь мастерами и механиками его фирмы. Большое количество сложных автоматов, отличавшихся роскошью и разнообразием декора, было создано фирмой Кокса для европейских и восточных заказчиков. Настоящая слава пришла к Джеймсу Коксу в 1772 г., когда он открыл свой музей в Лондоне (Spring Gardens), где были выставлены многочисленные автоматы с фигурами экзотических животных, птиц, людей. Для реализации дорогих автоматов Кокс организовал лотерею: в 1773 году — в Лондоне, в 1774 году — в Дублине. В сохранившемся каталоге дублинской лотереи под номерами шесть и восемь значатся два павлина. Из описания экспонатов становится понятным, что эти парные автоматы отличались от эрмитажной композиции: павлин помещался на пне дуба, ствол которого обвивали две змеи. Отсутствовали фигуры петуха, совы и гриба с циферблатом часов.

История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы. Г.А. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.

Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба; и убраны змеи. В создании этого нового автомата Кокс использовал труд немецкого мастера, обосновавшегося в Лондоне — Фридриха Юри.

Часы Павлин прибыли в Санкт-Петербург в 1781 г. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретенные императрицей Екатериной II в 1781 г., встречается упоминание о двух выплатах — от 30 сентября и 14 декабря — часовых дел мастеру Юри, за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тыс. рублей (ок. 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.

Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик И.П. Кулибин по просьбе Г.А. Потемкина отреставрировал часы. С 1797 г. и по сегодняшний день часы Павлин являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же — это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.

Ю.Я. Зек, А.Д. Балина; М.П. Гурьев (механика); Ю.Н. Семенов (музыка)

Более трех миллионов человек в год посещают самый большой художественный музей в мире, выставки которого занимают пять зданий. Для осмотра всех экспонатов Эрмитажа, обладающих исторической и культурной ценностью, потребуется примерно восемь лет. В их числе картина Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», полотна Рембранта «Даная» и «Возвращение блудного сына», скульптура Родена «Вечная весна», французская керамика Сен-Поршер и Бернара Палисси и многие другие. Одно сокровище, которое хранится здесь, считается визитной карточкой гигантского собрания уникальных артефактов в России.

Необычная многофигурная композиция вот уже более двухсот лет стоит в Павильонном зале здания Малого Эрмитажа. Конструкция, показывающая точное время и разыгрывающая настоящий спектакль, является бесценным шедевром, который неизменно вызывает восхищение зрителей.

С уникальным произведением искусства связано множество тайн. История появления часов «Павлин» в Эрмитаже довольно туманна. Почти не осталось письменных исторических источников, а сохранившиеся противоречат друг другу. Существует версия, по которой сложнейший механизм приобрела Екатерина II, желающая побаловать своего фаворита и не пожалевшая на дорогой подарок 11 тысяч рублей золотом. Однако насколько она соответствует действительности, никто не знает.

Правда, некоторые историки утверждают, что сам Григорий Потемкин, любимец императрицы, питавший страсть к роскошным вещам, заказал известному лондонскому ювелиру Джеймсу Коксу диковинный дорогой механизм. Необычайно талантливый мастер прославился шедевром, созданным для китайского императора в XVIII веке. Это была потрясающая конструкция, где рикша толкал повозку, на которой сидела прекрасная дама с зонтиком и часами. Скрытые механизмы приводились в движение пружиной, и закрепленные на усыпанной золотом и драгоценными камнями колеснице изящно выполненные птички махали крыльями.

Кокс, открывший в Лондоне музей, где были выставлены сложные автоматы с фигурами животных и людей, издавал красочные каталоги дорогих изделий, доступных лишь знатным особам. Восхищенный замысловатыми работами фаворит Екатерины II захотел удивить императрицу и заказал у ювелира, работавшего с приглашенным немецким мастером Фридрихом Юри, занимательную игрушку с гигантским павлином, совой и петухом.

Все части тяжеловесного шедевра были настолько искусно сделаны, что никто не увидел в нем ни одного винтика. Часовых дел мастер из Германии создал уникальное устройство, где действуют четыре самостоятельных механизма, которые постоянно работают вот уже несколько веков. Они соединены с единой системой рычагов, которая запускает их в определенной последовательности.

Огромный размер механизма не позволил везти его в Россию целиком, и автомат разобрали, а когда его доставили, то не смогли собрать: одни части были сломаны, а другие перепутаны. Неисправный механизм пытались запустить несколько мастеров из Санкт-Петербурга, но все было бесполезно. Интересно, но Кокс безуспешно пытался наладить торговые отношения с Россией, и, скорее всего, причиной неудачи являлась плохо организованная доставка ценного подарка.

Громоздкие часы хранились в Таврическом дворце фаворита до 1791 года. Если бы не талантливый изобретатель Кулибин, которому Потемкин поручил отремонтировать сложнейший механизм, то никто бы не увидел работающую уникальную композицию. Два года потратил русский гений, полностью разобравший монументальный часовой автомат, чтобы понять принцип его действия и установить все неполадки. Он сделал все возможное, чтобы механизм вновь пришел в движение, и стал вторым творцом конструкции. К сожалению, Потемкин умер, так и не увидев «оживший» шедевр, на котором, кстати, нет подписи мастера, его изготовившего. Только на одной детали обнаружилась выгравированная буква J, которую ставил немец Юри.

После смерти фаворита Екатерина II забрала в казну его дворец со всем убранством, в том числе и роскошным подарком, успешно восстановленным Кулибиным. Через шесть лет новый император Павел I отдал механизм в Эрмитаж. Считается, что это единственная во всем мире крупнейшая конструкция, дошедшая до нас без изменений с XVIII века.

Изящные часы «Павлин» в Эрмитаже, которые сейчас выступают в качестве заставки телеканала «Культура», сделаны из позолоченной меди, серебра и украшены хрусталем. Лондонский ювелир раскрасил птиц в разные оттенки, однако со временем цвета фигур потускнели. Реставраторы, работавшие над механизмом в конце 90-х годов прошлого века, решили удалить всю краску.

Основой конструкции высотой 1,36 м и диаметром основания 1,9 м является дубовый пень с желудями и засохшими и живыми сучками, которые тянутся вверх на несколько метров. Рядом с ним растут грибы и цветы, а к одной из веток прикреплена клетка с совой. Петух гордо стоит на лежащей рядом коряге, а павлин располагается на пеньке.

Кстати, Кокс, создавший шедевр, задуманный для увеселения публики, изобразил не только птиц: на часовом механизме можно увидеть белок, ящериц, улиток, лягушек. Восхищает точность мастера, филигранно выполнившего каждый элемент: если приглядеться, то можно увидеть прожилки на дубовых листиках, изящные перья павлина. Все детали, выполненные реалистично и с соблюдением пропорций, кажутся живыми.

Несмотря на декоративность произведения искусства, хранящегося под стеклянным куполом, оно все-таки задумано как часы, которые работают более двух веков. Циферблатом является крупный гриб, в котором спрятан точный механизм, а на его шляпке летает стрекоза – секундная стрелка. Тут же выбиты римские цифры, отмеряющие часы, и арабские, показывающие минуты.

Любопытно, что конструкция предполагает автоматический запуск всех механизмов, однако заставлять ее работать круглосуточно бессмысленно, ведь это приведет к быстрой поломке.

Птиц уникальной конструкции приводят в движение несколько раз в месяц, а часовой механизм на грибе – регулярно. Считается, что птицы олицетворяют ход времени: павлин – это солнце и луна, сова – символ ночи и смерти, а кукарекающий петух связан со светом и жизнью.

Единственные в своем роде часы с особым механизмом заводит один раз в неделю служащий музея, который входит в стеклянный куб и вставляет ключ в спрятанную от глаз посетителей скважину. После того как смотритель совершает несколько вращений, под звон колокольчиков просыпается серебряная сова во вращающейся двенадцать раз по кругу клетке. Она вертит головой, хлопает глазами и то поднимает, то опускает лапки в такт музыке.

Когда клетка останавливается, в движение приходит павлин, золотой хвост которого плавно поднимается. В тот момент, когда роскошный веер распускается во всей красе, запрокидывающая голову райская птица поворачивается задом к зрителям. Постепенно ее перья, не гнущиеся и не цепляющиеся друг за друга, опадают, хвост складывается, а павлин втягивает голову.

Существует интересная версия, по которой Кулибин, обиженный тем, что ему мало заплатили, специально заставил павлина неприлично себя повести. И гениальный изобретатель так продемонстрировал свое отношение к власти, ведь зад нарядная птица изначально показывала царскому окружению. Хотя существует и другое мнение: вероятно, мастер не смог отреставрировать механизм так, чтобы он поворачивался на 360 градусов.

Следом просыпается петух, радостно кукарекающий и возвещающий о начале нового дня после долгой ночи. Как только он испускает последний победный крик, часы «Павлин» в Эрмитаже замирают. Действо, приводящее всех посетителей в восторг, длится три минуты, персонажи останавливаются, чтобы вновь ожить и развлечь изумленную публику.

Конечно, очень волнует вопрос всех посетителей Эрмитажа «Когда заводят часы «Павлин?». Ранее это происходило по средам, один раз в неделю, и делалось это для того, чтобы сберечь древний механизм и поддерживать его в работоспособном состоянии. Однако сейчас экскурсионное бюро музея не дает точной информации о том, в какой день произойдет театральное представление во избежание огромного скопления народа, которое может угрожать безопасности бесценным экспонатам Эрмитажа.

Год назад один из самых популярных залов, где хранится часовой механизм, был закрыт на очередную реставрацию, главной целью которой было обновление самого знаменитого сокровища музея. В настоящее время поверхность композиции залита одинаковым уровнем света, отремонтированы стойки ограждения часов «Павлин» в Эрмитаже, заменены латунные поручни. Кроме того, посетители смогут увидеть на мониторе, установленном рядом с гигантской игрушкой, видео, где показан сложный механизм в работе.

Привлекающее к себе подлинное произведение искусства вызывает бурю эмоций как у маленьких, так и взрослых посетителей. Как признаются гости Эрмитажа, впечатления от потрясающего творения усиливает музыкальное сопровождение, которое наделяет живым духом механических птиц. Каждая из них исполняет свою роль под определенные ноты, подчеркивающие символизм конкретного персонажа.

Удивительная конструкция, с которой работали гениальные мастера, является олицетворением продолжения жизни, в отличие от обычных часов, напоминающих о скоротечности бытия.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Часы в эрмитаже павлин что за механизм»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector