Чем смазать механические часы с боем

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Чем смазать механические часы с боем?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Добрый день, знаю, тема избитая, но тем не менее однозначного ответа на вопрос я не нашёл.
Что имею: есть настенные часы Янтарь с получасовым боем, двое часов Маяк с кукушкой и без, будильник Слава, а теперь ещё и настенные ОЧЗ четвертные.
Вот с последними проблемка: достались они мне в хорошем корпусе, но грязным механизмом. Причём грязным настолько, что при заведённых до упора(я их такими взял) часовой механизм не работает вообще(останавливаются секунд за 30), а бой работает через раз, периодически застревая и зависая. И передо мной встала задача это всё смазать. В принципе, Маяк, до этого, я смазывал веретёнкой, но их приходится периодически чистить и смазывать заново. Полазив по форумам, вычитал что «все смазки хороши, особенно самые дорогие лучше всех», но подойдёт и ПС-4, причём сразу и для настенных, и для будильников. А также, подойдут масла приборные, но тут мнения разнятся. Подскажите по маслам, отечественным и, желательно, не очень дорогим

Вопрос второй: что смазывать. Я, конечно, понимаю, что надо смазывать в основном оси механизмов, но на четвертных ОЧЗ явно виднеются следы смазки на скользящей муфте минутной стрелки, на ходовом колесе, на маятниковом подвесе, на активаторах молоточков и почти на всех рычагах. Правильно ли это?

И вопрос третий, бонусный: помнится, были четвертные ОЧЗ с переключением мелодий и отключением боя. У меня, к сожалению, более поздние. И как бы это отключение боя вернуть, ибо соседей жалко, часы останавливать каждый раз не дело, а все остальные часы, кроме Маяка, отключение боя имеют

Если часы грязные, вам просто смазка не поможет — надо спускать пружины, разбирать полностью механизм, чистить, мыть, потом собирать обратно и смазывать.

Я лично пользуюсь обычным маслом для швейных машин.

Прогресс не стоит на месте и, как и в других отраслях, он сильно продвинулся за последний век в технологиях, касающихся производства масел. Угадайте, какое направление также прогрессивно развивалось в последние 100 лет, при этом являясь наиболее требовательным к качеству и особенным свойствам масла? Отнюдь не часовое производство. Правильно — автомобильное. Современные синтетические моторные масла обладают высокими моющими, противоокислительными, противоизносными свойствами, крайне малой летучестью. Там где обычное часовое масло через год использования полностью испарится, пленка современного моторного масла будет присутствавать и работать, как и в первый день. Чтобы не быть голословным (ну, вдруг подумаете, что я ересь какую-то несу), почитайте статью о ремонте часов известного американского реставратора часовых механизмов Стива Нильсона: http://www.snclocks.com/Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/VR-338-Miniature/i-tcgSnkp
Он использует хорошее синтетическое моторное масло 5W40 при реставрации интерьерных часов уже довольно продолжительное время.

Вторые настенные ОЧЗ-Янтарь вазелином и смазаны, но он мне не очень нравится как масло, грязь сильно собирает и высыхает года за 4 где-то

😀 Вазелин,так-то, не совсем для смазки часов. В аптеке вазелиновое масло, не вазелин. Вазелиновое масло ка раз не собирает грязь. Так как при высыхании испаряется, а не трансформируется в олифоподобнось.

Вполне возможно, вазелиновое масло и не такое грязное, как вазелин, но те часы ОЧЗ, которые им смазаны, я уже один раз разбирал из-за намотавшегося на ось волоса, места, где масло чуть потекло, сильно отличаются обилием пыли, хотя год после смазки часы уже ходят тьфу тьфу, и масло до сих пор жидкое, перемещение рычагов и маятника лёгкое. Последний раз я в них лазил когда регулировал рычаг отключения боя, месяцев 5 назад

Насчёт автомобильного масла — спасибо, подумаю. У меня как раз есть кастрол 5W30 магнатек и 5W40 лонг лайф, кажется. Первый лежит уже года 3 в литровой бутылке, второй вообще не вскрывался и куплен недавно
А этими маслами можно смазывать пружины без разбора барабанов? А то, я боюсь, обратно в барабан упихать пружину у меня сил не хватит. И мыть их без разбора можно?
Вообще у меня была идея в калошу добавить немного масла и в полученной смеси шестерёнки отмочить

Вот-вот, кастрол и никакого вазелина.

Мыть надо с разборкой, в этом нет абсолютно ничего сложного, поверьте. Если боитесь не собрать верно обратно, сделайте фото механизма со всех сторон, чтобы было понятно потом где что и как стояло. Барабаны также легко разбираются и собираются, главное — перчатки на руки и перед разборкой механизма спустить пружины (хотя бы доведя завод до нуля). Цапфы осей (отверстия) в платинах обязательно прочистить деревянными зубочистками, там жуть сколько грязи остается даже после мойки.

Да, еще и пугают некоторые, что пружина, при неправильном обращении, может вспороть живот.. :DТут где-то есть видео уроки, от нашего уважаемого модератора. В том числе и о барабанах-пружинах. Поищите в разделе ремонт..

Огромное спасибо, обязательно найду и посмотрю

Трояновский Василий Васильевич

Отечественная часовая промышленность, из года в год наращивая производственные мощности, выпускает все больше часов бытового назначения.

Население нашей страны имеет в своем распоряжении миллионы часов, различных по своему назначению и конструкции.

В процессе эксплуатации часов возникает необходимость их ремонта, периодической чистки и регулировки.

Развитие часовой промышленности требует более совершенной организации и техники ремонта часов.

В настоящее время строят специальные заводы по ремонту часов, крупные ремонтные базы, мастерские и т. п.

Создание ремонтных баз позволяет оснастить их современной техникой, организовать централизованное снабжение фурнитурой (запасными частями), ввести наиболее производительные методы ремонта, улучшить подготовку кадров часовых мастеров, занимающихся ремонтом.

Подготовка новых и повышение квалификации работающих часовых мастеров невозможна без соответствующей литературы.

В книге излагаются отдельные теоретические вопросы и даются практические указания, рассматриваются принципы устройства и работы различных часовых механизмов и их узлов; приведено описание отдельных операций ремонта часов, приборов и инструментов, применяемых при ремонте.

В отдельной главе изложены вопросы организации индивидуального и поточного методов ремонта.

Все замечания и предложения по данной книге, которые будут приняты автором с благодарностью, направлять по адресу:

Москва, И-164, Проспект Мира, 106, Машгиз.

БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ

§ 1. Классификация бытовых приборов определения времени

Приборы определения времени, применяемые в быту и технике, отличаются большим разнообразием не только конструктивных форм, принципиальных схем построения, но и принципами действия. Разнообразие конструктивных форм, схем и принципов построения приборов определения времени объясняется различным их назначением и условиями, в которых этим приборам приходится работать.

В зависимости от привода применяемого в приборах времени, они подразделяются на следующие группы:

а) с механическим приводом, в которых основной движущей силой является пружина любой формы или гиря; завод пружины или поднятие гири производятся рукой;

б) с электромеханическим приводом, в которых основной движущей силой также являются пружина или гиря, которые периодически в строго установленные моменты времени с помощью автоматически действующих электромагнитных систем возвращаются в исходное рабочее положение;

в) с электрическим приводом, в которых применяются различные формы электромагнитов периодического действия или с постоянно вращающимися якорями.

К этим группам относится подавляющее большинство приборов определения времени. В них для отсчета времени используются колебания различной частоты.

В бытовых часах для отсчета времени используются колебания маятника или баланса частотой от 0,5 до 3 гц.

В секундомерах и многих специальных технических приборах отсчета времени частота колебаний баланса находится в пределах от 2,5 до 200 гц. В зависимости от назначения приборы определения времени подразделяются на следующие группы:

а) для показа текущего значения времени; к этой группе относится все часовые приборы вне зависимости от принципа их действия, в задачу которых входит отсчет и показание текущего значения времени в секундах, минутах и часах;

б) для отсчета заранее заданных промежутков времени; сюда относятся приборы, производящие отсчет различных отрезков времени, и многие технические приборы, применяемые для регулирования технологических процессов.

По типу колебательных систем, являющихся основой отсчета времени, приборы могут быть подразделены на следующие группы:

а) с маятниковой колебательной системой; к этой группе относятся все типы часовых приборов, имеющих маятник в качестве регулятора;

б) с балансовой колебательной системой; к этой группе относятся все типы наручных, карманных, настольных, настенных и других типов часовых приборов, в которых баланс является регулятором хода; особенностью этой группы часовых приборов является то, что колебательная система с регулятором может работать при любом положении прибора;

в) приборы с электромагнитной колебательной системой; к этой группе преимущественно относятся электрические часы, синхронные часы, (различные электрические хроноскопы, различные реле времени.

Особенностью этих приборов является высокая точность отсчета времени при самых различных отсчитываемых промежутках.

Приборы данной группы получают все большее распространение как в технике, так и в быту.

§ 2. Гармонические колебания

Время измеряется путем регистрации периодически повторяющихся действий элементов приборов времени.

В современных приборах времени такие периодически повторяющиеся действия совершаются специальными элементами, способными при определенных условиях производить гармонические колебательные движения.

Для того чтобы уяснить работу часов, необходимо проследить за работой этих элементов.

На фиг. 1 показан пружинный маятник, с помощью которого можно пояснить гармоническое колебательное движение.

Верхний конец пружины жестко закреплен, а к нижнему подвешен груз А.

Под действием груза пружина получит некоторое растяжение.

Если груз, находящийся в состоянии покоя, толчком переместить в направлении вертикали, как указано штриховой стрелкой, то груз переместится на некоторое расстояние.

Величина перемещения груза будет зависеть от силы полученного толчка и сопротивления пружины. В нижней точке В эти две силы будут уравновешивать друг друга. Возврат груза происходит за счет упругой реакции пружины.

Сила реакции пружины может быть столь значительной, что груз не только будет возвращен в исходное положение, но и поднят выше. Груз, переместившись выше положения покоя, остановится в положении Б и под действием силы тяжести устремится опять вниз, вызвав при этом растяжение пружины, и вновь пройдет положение покоя и т. д. Под действием толчка возникает гармонический колебательный процесс перемещения груза на какой-то период времени. По мере прохождения времени путь перемещения груза будет уменьшаться и в конечном счете он займет положение, из которого был выведен толчком. Процесс затухания колебательного движения происходит в результате затраты энергии пружины на преодоление сопротивления воздуха перемещению груза и преодоление внутренней реакции самой пружины.

Затухание колебаний груза может и не произойти, если толчок или так называемый импульс силы, выводящий груз из состояния покоя, периодически будет повторяться. Если повторяющийся импульс силы по своей величине не будет превышать сил трения, противодействующих перемещению груза, то в этом случае груз будет колебаться, перемещаясь между двумя точками — верхней Б и нижней В.

Путь перемещения груза между этими точками, или размах, принято называть амплитудой колебания. Время, прошедшее от начала перемещения груза до его возврата в исходную точку, принято называть периодом колебания Т.

Перемещение между двумя крайними точками Б к В происходит за половину периода — Т/2.

Аналогичное явление можно наблюдать, если на одном конце нерастяжимой нити (фиг. 2) подвесить небольшой груз А, а второй конец закрепить неподвижной точке О. Нить под действием груза займет вертикальное положение. На нить будет действовать сила тяжести Р. Такое состояние подвешенного груза называют состоянием покоя. Отведя груз на некоторый угол от положения покоя и отпустив его, последний начнет колебаться.

Профилактика часового механизма представляет собой довольно сложную конструкцию, требующую определенного ухода и принятия профилактических мер. В профилактику также входит смазка часового механизма. Для этого, первым делом потребуется вынуть механизм из часовой колбы, затем разобрать его, частично или полностью. Для разборки настенных часов или будильника не обязательно иметь специальные инструменты, можно справиться с помощью инструментов для ремонта мелкой электроники. Но для наручных часов понадобятся специальные часовые отвертки. Все детали необходимо промыть бензином для заправки зажигалок или Б70. Таким образом удалиться весь выработанный смазочный материал.

После того, как детали промыты и высушены, можно приступать к заливке масла. Камни можно дополнительно прочистить заточенной спичкой или зубочисткой. При заливке нового масла, нужно следить, чтобы оно не попадало на балансировочные шипы (цапфы) механизма. После проделанной работы, можно собирать часовой механизм. Такая профилактика механических часов способна продлить срок полезной службы на 10 лет и более.

Если поломка все же случилась, следует принять меры по ее устранению, а именно – ремонту часов. Что касается общего ремонта, эта процедура проводится раз в 5 лет. Примерно такое время часы способны точно работать. В некоторых случаях ремонт может потребоваться в течение первого года службы. Все зависит от качественных характеристик и характера ношения аксессуара. Прекращение точной работы часов может быть связано с отставанием, спешкой или полной остановкой часового механизма. После того, как причина поломки установлена, необходимо отрегулировать часовой завод (рычаг должен вращаться мягко) и механику переведения стрелок. Особой предупредительности требуют часы с автозаводом. После устранения возможных неполадок завода и перевода стрелок, стоит обратить внимание на состояние камней, они должны быть хорошо смазаны и чисты. Затем следует обратить внимание на возможные коррозии и устранить их. Последним этапом диагностики и ремонта часовых механизмов, является осмотр спирали и оси на предмет дисбаланса. Весь ремонтный процесс включает в себя массу нюансов, требующих определенных знаний и умений.

Стоимость профилактики часового механизма по сравнению со стоимостью новых часов относительно не велика. Но зато при правильном уходе и надлежащей носке, добротные часы способны служить верой и правдой не одному поколению.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Чем смазать механические часы с боем»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector