Для чего нужны камни в механических часах

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Для чего нужны камни в механических часах?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Механизм швейцарских часов — это святая святых механических часов, куда непосвященным вход строго запрещен. С использованием камней в калибре часов связаны многие мифы. Например, раньше считалось, что количество камней влияет на качество хода. Так ли это на самом деле и почему эти камни называют драгоценными — попытаемся прояснить в сегодняшней статье. Главным вопросом, лежащим на поверхности, остается роль камней в механизмах. Ведь ни одна маркировка швейцарских часов не обходится без указания количества камней внутри калибра.

Каждый часовой мастер без заминки ответит, что камни в часах нужны для того, чтобы стабилизировать трение и снизить степень износа соприкасающихся поверхностей механизма. Стандарт NIHS 94-10 о функции камней в механизме был принят в Швейцарии в 1965 году.

Механизм часов устроен таким образом, что основные его оси постоянно находятся под нагрузкой: заводная пружина заставляет их вращаться, а регулятор спирали сдерживает это вращение. На опору баланса приходится самая большая работа: помимо возвратно-поступательных движений на ней крепится довольно увесистый баланс. Место соединения оси с платиной – неподвижной частью механизма – подвергается сильному трению, и для его стабилизации в устройстве швейцарских часов используются специальные подшипники.

Известно, что коэффициент трения закаленной стали и рубина точно такой же, как в паре стали с латунью. Зачем же часовщики применяют драгоценные минералы в механизмах швейцарских часов? Цапфы осей, которые вставляются в подшипник, очень малы в диаметре и составляют всего сто микрон. Поэтому камни в часах нужны скорее для увеличения долговечности опор осей в механизме, где уменьшение трения является естественным решением вопроса. Преимущества камня перед металлом очевидны: он не окисляются и не коррозирует, а отшлифованная каменная поверхность будет дольше сохранять свою форму. Камни лучше справляются с нагрузкой от ударов о рожки анкерной вилки и с давлением выступов анкерного колеса.

Впервые использовать драгоценные камни в механизме часов предложил Джордж Грэм, основатель часовой мануфактуры Graham. В 1713 году Грэм изобрел свободный анкерный спуск, который используется и в наши дни. Руке Грэма принадлежит создание более трех тысяч экземпляров карманных часов, и в каждых из них содержатся рубиновые подшипники. Начиная с 1725 года можно было купить швейцарские часы с драгоценными камнями в калибре.

Рубины в часах располагаются внутри механизма в зависимости от функций. В привычном трехстрелочнике оптимальное количество рубиновых камней достигает семнадцати. Иногда конструкторский подход заставляет поменять часть камней на латунные подшипники и в таком случае в характеристике часов пишется истинное количество камней. Каждое дополнительное усложнение добавляет число камней в механизм.

Существует масса курьезных случаев, когда количество камней в несколько раз превышает их необходимое число. Например, маркировка, включающая пятьдесят, восемьдесят и даже сто камней, вызывает недоумение у покупателя. Много – не значит хорошо. Подобный ход вводит в заблуждение новичков. Все камни, которые реально используются в механизме швейцарских часов, называются функциональными. Все остальные камни на калибре выполняют декоративную функцию, которые в стандартную маркировку, принятую во всем мире, не вписываются.

Где не нужны камни? В кварцевых часах. Единственный момент нагрузки на колесную передачу происходит во время поворота шагового двигателя. За счет фактического отсутствия механического хода в кварцевых часах практически полностью предотвращается износ. Поэтому, если в характеристике кварцевых часов указано количество один, два камня или без камней, ничего страшного это не обозначает. Те мануфактуры, что продают часы с кварцевым механизмом очень высокого качества без единого камня.

Механические швейцарские часы в течение двух веков изготавливались с настоящими рубиновыми камнями внутри механизмов. Ситуация поменялась, когда в 1902 году была изобретена технология по выращиванию искусственных рубинов. Такой оборот истории во многом позволил выпускать часы массово. В наши дни природные минералы используются очень редко, потому, что искусственные камни более надежны в работе и их легче обрабатывать, чем натуральные. Конечно же, осознание того, что калибр часов содержит натуральные рубины, приносит большое эстетическое удовольствие. Но от использования синтетических камней ценность настоящих часовых шедевров не умаляется.

При рекламе часов обычно упоминается коли­чество камней в них, как гарантия их качества. Что же это за «камни» в часах и зачем они там?

Часы (наручные, стенные и пр.) нужны нам, если они ходят точно и не ломаются постоянно. В среднем в часах имеется около двухсот одиннад­цати различных деталей, и, очевидно, это весьма сложный механизм. Давайте посмотрим, что же заставляет часы ходить и какую роль в этом иг­рают камни.

Механическую энергию, необходимую для своего хода, часы получают от главной пружины, которая является свернутой стальной лентой, в расправленном состоянии имеющей длину около шестидесяти сантиметров. Когда вы заводите часы, вы плотно закручиваете эту пружину.

От главной пружины энергия передается через систему колесиков, называемую зубчатой переда­чей, на колесо, называемой балансом. Эта систе­ма колес двигает стрелки часов по циферблату. Баланс выполняет те же функции в наручных ча­сах, что и маятник — в настенных. Это — сердце часов, регулирующее их ход.

Внутри баланса находится волосковая пружи­на, представляющая из себя свернутую кольцами стальную проволоку, тонкую, как волос. Из пол­килограмма стали нужной марки можно сделать целых 12 километров такой проволоки!

По краю баланса расположены маленькие вин­тики из стали или из золота. Их положение и вес регулируют скорость движения стрелок часов. Они настолько малы, что в обычный наперсток можно поместить целых двадцать тысяч таких винтиков! Еще в часах есть пусковое колесо, ко­торое, соединяясь с балансом, заставляет его дви­гаться. Оно регулирует движение, и именно от него и исходит звук, который мы называем «ти­каньем».

Мы упомянули различные колесики, которые постоянно движутся в часовом механизме. Они располагаются на стерженьках, и постоянное дви­жение колес вызывает трение. Чтобы не стираться при этом, стерженьки укреплены на крохотных драгоценных камнях, таких, как рубин, сапфир или гранат. Это и есть камни часов. Чем больше камней, тем меньше вероятность того, что под действием сил трения движущие детали часов бу­дут изнашиваться, в результате чего часы будут «отставать».

В обычных классических механических часах должен быть максимум 21 камень, считает Тимур Бараев

Почему-то принято считать, что чем больше камней в механизме, тем лучше часы. Наверное, эта традиция возникла в XVIII веке, когда великий британский мастер Джордж Грэм впервые решил использовать натуральные рубины в механизме своих часов для стабилизации и снижения износа колесных осей, а также сделал из рубинов палеты анкера и импульсный камень.

Камни были довольно крупные, настоящие драгоценные и дорогие. Они сами по себе представляли определенную ценность, а потому указание их количества имело хвастливый смысл. Но сейчас, когда камни делают из искусственно выращенного лейкосапфира, информация о числе камней – просто дань традиции.

Кстати, часовые дома перешли на искусственные сапфиры исключительно из технологических соображений. Новые камни имеют абсолютно одинаковую стабильную и предсказуемую структуру, в то время как в природе найти камни с идентичной структурой очень сложно. И можно только гадать, как натуральный рубин воспримет сверлящее воздействие цапфы оси часового колеса.

Как я уже сказал, камни главным образом нужны для стабилизации кончиков осей постоянно вращающихся колес. Такие камни называются сквозными, потому что они, как правило, имеют углубления, которые удерживают кончик оси и содержат небольшое количество масла. Их в механизме классических механических трехстрелочных часов нужно всего 12 штук: по паре для кончиков осей балансового, анкерного, промежуточного и секундного колес, а также по паре для оси анкерной вилки и центрального триба.

Еще в часах есть так называемые накладные камни, уменьшающие трение на торцевых поверхностях осей. Их устанавливают на балансе, так что этот важнейший орган механизма помимо двух сквозных камней имеет еще и пару накладных. Еще три сапфира идут на изготовление двух палет анкера и на импульсный камень. Итак, мы имеем всего 17 камней, а больше и не нужно.

Хотя можно, как говорится, на всякий пожарный, установить по паре накладных камней для кончиков осей анкерного и третьего колеса, тогда количество сапфиров вырастет до 21. Но это уже точно все! Более того, добавление лишних камней только навредит механизму.

Напоминаю, что мы говорим об обычных трехстрелочных механических часах. Разумеется, если такой механизм дополнить модулем хронографа или вечного календаря, камней станет больше. Но ненамного. Смотришь порой на гордую надпись на циферблате “56 Jewels” и думаешь, куда же они умудрились их засунуть?

Некоторые зачем-то устанавливают камни на конце окружности вращения ротора автоподзавода и говорят:

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Для чего нужны камни в механических часах»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector