Из чего сделан механизм в золотых часах

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Из чего сделан механизм в золотых часах?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Проект изготовления уникальных золотых часов Audemars Freres Sonnerie вызвал большой интерес, и продолжением темы стало изготовление более простого корпуса классического антикварного вида, выполненного по старинной технологии. Постараемся повторить операции, которым следовали старые мастера 100 лет назад.

Кандидатом на новую золотую «одёжку» стал миниатюрный механизм именитой швейцарской фирмы ULYSSE NARDIN, произведённый в 1890-х годах на фабрике в Ле Локле, на базе заготовки от ещё одной именитой фирмы LeCoultre & Co.

Исходный механизм, подписной с клеймом «ULYSSE NARDIN – LOCLE» на плате. В отличной «винтажной» сохранности.

Габаритный диаметр механизма 27.5 мм, значит минимальный внешний диаметр корпуса получится 30 мм. Делать корпус толще нежелательно как из-за лишнего расхода драгметалла, так и по эстетическим соображениям. Корпус не должен утяжелять изделие, не должен мешать и забирать фокус внимания с циферблата.

Как всегда, первая стадия – чертёж, который строится индивидуально под конкретный механизм.

Собственно изготовление начинается с колец-заготовок, из которых будут делаться детали корпуса. Кольца из толстой полосы, которую прокатали в вальцах для уплотнения металла, свернули, пропаяли, и потом долго выравнивали, опиливали.

Первичная заготовка корпуса – кольцо из золота.

Токарные работы выполняем строго по чертежам, получается набор колец-заготовок.

Форма вырисовывается, но пока это болванка.

Вытачиваем заготовки креплений для ушек формы «оливка».
Обратите внимание на бракованный образец – иногда отливка металла содержит раковины, и деталь приходится переделывать.

Оливки отполировали и припаяли на штифтах к корпусу золотым припоем.

Итого – заготовка корпуса и куча стружек, обрезков. Обрезки тоже пригодятся чуть позже.
Часть стружек при обработке теряется, при переплавке также есть шлаковый угар – это вынужденные потери.

Первая примерка механизма, уже напоминает будущие часики. Только стрелочку подобрать на замену.

Из обрезков вытачиваем кнопку-поддавку для перевода стрелок.

Стадии изготовления «грибка», втулки для кнопки, деталь точится на обычном часовом токарном станочке.

Намечаем и сверлим отверстие для монтажа грибка, подгоняем диаметр и крепим на запрессовку.

Вытачиваем собственно нажимную кнопочку-поддавку.

Заводная головка подобрана старинная ремкомплектная в обтяжке из толстого золотого листа.

Полируем корпус, вклеиваем стёкла, собираем изделие, и пора делать ушки.
Под ушки отрезается золотая проволока.

Загибаем, подгоняем, полируем.

Всё готово, остался ремешок. Золотой корпус плотный, толстенький, сверкает полировками.

В итоге у нас получился классический корпус артельного типа, старинная «переходная» конструкция от карманного типа к наручному. Именно в таких корпусах выпускались самые первые наручные часы в 1905-1910-х годах. Наручные корпуса изготавливали как фабрики в Швейцарии, так и часовые артели раннего РСФСР–СССР. Ниже приведены старинные примеры часов в корпусах такого же типа.

Longines 1913 года , оригинальный серебряный корпус.

ГЕНРИХЪ КАНЪ 1915 года, оригинальный золотой корпус

В. ГАБЮ, артельный корпус из золота

Генри Мозер, артельный корпус с хромированием

По сути, приведённый пример работы является исторической реконструкцией работы советских часовых артелей, которые изготавливали аналогичные часовые корпуса в 1920-30-х годах индивидуально под механизмы карманных часов. Разница в том, что советские артели избавляли часы от золотых корпусов (золото шло на нужды СССР), и «одевали» их в дешёвые латунные корпуса. Мы же в данном проекте возвращаем часам достойное золотое оформление, утерянное давным-давно в недрах ломбардов.

Из стилистических и конструктивных нововведений применена задняя крышка со стеклом, чтобы можно было полюбоваться тикающим старинным механизмом, и в целом чуть более современные пропорции.

После корпусных работ также потребовалась чистка механизма. Добавляем классический ремешок, и у нас всё готово.

Технология изготовления часовых корпусов «антик» показала свою относительную простоту. Технология предполагается к мелкосерийному применению для проектов в демократичном ценовом диапазоне. Следующие проекты планируются в полноразмерном мужском формате

45-46 мм, для любителей «царского» размера.

В золотых часах отечественного и иностранного производства, только корпус изготовлен из сплава золота, все остальные элементы (механизм, стекло, заводное колесико, иногда штифты) не являются золотыми. Очень редко (0,1%) встречаются золотые часы, в которых задняя крышка изготовлена из сплава палладия 500 пробы, о чем свидетельствует государственное пробирное клеймо советского периода (в виде усеченного конуса). В таких в случаях, весовая скидка делается и на крышку.

Правило: при приеме золотых часов в качестве залога необходимо:

  • Произвести внешний осмотр часов на наличие обозначений (клейм, именников, оттисков или других знаков), соответствия цвета задней крышки цвету корпуса данной марки часов (крышка должна быть того же цвета, что и корпус часов);
  • Определить общий вес данной марки часов путем взвешивания.
  • Определить чистый вес золота данной марки часов можно расчетно-аналитическим способом:

— Чистый вес золота в отечественных часах составляет около 30% от общей массы изделия;

— Чистый вес золота в часах иностранного производства составляет около 20% от общей массы изделия.

Важно: золотые часы в нашей практике встречаются: с кожаным ремешком, без кожаного ремешка, с золотым браслетом.

  • Чистый вес золота в часах с золотым браслетом определяется следующим образом:

— Определяется общий вес изделия;

— Производится весовая скидка на элементы из НДМ (механизм, стекло (0,50-1,00г.), заводное колесико (0,20-0,50г.), в браслете – элементы НДМ в замке, иногда штифты и растяжки).

Важно: в последнее время при изготовлении золотых часов (производство Россия, Китай и т.д.), помимо основных элементов из НДМ также используются утяжелители в виде металлических или полимерных колец большого веса, которые находятся под задней крышкой и не видны при внешнем осмотре. По толщине корпус в таких часах – тонкий и похож на фольгу.

Для таких изделий характерно:

  • При надавливании пальцем на заднюю крышку – она прогибается;
  • Аляповатый внешний вид (инкрустация фианитами, обилие элементов декора);
  • Общее несовершенство конструкции (детали плохо подогнаны).

Типичные примеры таких изделий:

  • Наручные мужские золотые часы «Полет» (инкрустированные фианитами) – на заднее крышке крупного изображения двуглавого орла в сочетании с пробирным клеймом советского периода (со звездой). Общий вес изделия – 21,30 г., чистый вес золота – 5,90 г;
  • Карманные мужские золотые часы «ОМЕGА» — корпус изготовлен из тончайшей золотой фольги. Общий вес изделия – 78,00 г., чистый вес золота – 12,40 г.

Если на корпусе золотых часов производства СССР, Украины, России, Армении, а также иностранного производства имеется маркировка «Au 585», это означает, что данный корпус изготовлен из НДМ и покрыт тонким слоем золота 585 пробы путем напыления (толщина напыления составляет 1,7-3 микрона).

Правило: категорически запрещается осуществлять прием в качестве залога часов и браслетов к часам марки «ROLEX».

Требования к описанию золотых часов, принимаемых в качестве залога:

  • При приеме золотых часов в названии необходимо указывать марку часов, функциональность (мужские, женские, карманные, часы — перстень, часы – кулон, часы – брелок), наличие золотого браслета. В случае приема только золотого корпуса указать – лом корпуса часов;
  • В описании указывать о том, что механизм часов не проверялся, серийный номер (при наличии), загрязненность или деформации;
  • Вся информация о часах должна быть указанна на украинском языке согласно Требованиям к описанию предметов залога из ДМ от 26.10.2009г.

Правило: при оформлении ДОГОВОРА, внимательно описывайте предмет залога (нельзя собственноручно вписывать различные названия или местные диалекты, это запрещено законом ДСТУ).

В описании правильно сокращать так:

— без 1 кам. (если в изделии не хватает одного камня, выпал);

Также необходимо указывать длину цепи в сантиметрах. Детальное описание часов. Исключение составляет наименование марки часов – на языке оригинала.

Важно: огромное распространение получили подделки из химически устойчивого сплава не д/м, белого цвета в виде часовых браслетов с маркировкой «Polex 750» , весом от 40 до 70 г.

Правило: если на корпусе золотых часов производства СССР, Украины, России, Армении стоит маркировка «Аи 585», это означает, что корпус изготовлен из недрагоценного металла и покрыт тонким слоем золота 585 пробы путем напыления( толщина напыления 1,7-3 микрона)!



Луковицей называли часы в золотой «скорлупе», которая могла быть литой, а могла быть резной, но главным в ней была ее гладкость крышек, ладность, удобство носить в кармане. Простую луковицу выбирали в основном деловые люди — коммерсанты, буржуа, путешественники, в то время как, например, более сложные карманные часы в форме креста, цветка или даже крохотного пистолетика предназначались аристократам или священнослужителям. Применение с последней четверти XVII века в механизме часов спиральной пружины повлияло на форму корпуса — он стал более выпуклым, поэтому часы называли луковицей. Тогда же к часам стали делать футляр, что привело к повышению доли труда золотых дел мастеров. Кстати, те, кто думают, что раньше все карманные часы именовались только и исключительно луковицами, ошибаются.

Правда ли, что в часах используются особые низкопробные или искусственные золотые сплавы с изрядными добавками посторонних металлов для придания корпусам прочности? Такая практика в принципе возможна, считает Тимур Бараев, но только не в Швейцарии

Как ни странно, но на подобные вопросы приходится отвечать достаточно часто. Наверное, некоторым людям приходилось встречать в не самых развитых странах часы в корпусах из 6- или 8-каратного золота. А может, они неправильно поняли смысл заметок о новейших экспериментах с золотыми сплавами, которые проводят ведущие часовые дома?

Оговоримся сразу, в большинстве западных стран, например, США, Великобритании, Германии и даже у нас в России золотые сплавы ниже 10 каратов (или 375-й пробы) не имеют права продаваться в качестве золота, а виновные в этом рано или поздно будут привлечены к уголовной ответственности.

Поэтому часовые производители этих стран нередко выпускают часовые корпуса из 14-каратного (585-я проба) золота. Но не надо думать, что делается это исключительно из экономии и стремления нажиться на покупателе: чем больше примесей в золотом сплаве, тем тверже корпуса и тем больше у производителей возможностей поиграть с необычными оттенками драгоценного металла. Порой получается очень красиво.

А вот в странах Ближнего Востока, а также среди богатых индийцев и китайцев настоящим золотом считается только то, что имеет пробу выше 21 или 22 каратов. Остальное золото они даже в руки взять побрезгуют.

Что же касается практичных швейцарцев, то они негласно избрали своим стандартом 18-каратное (750-й пробы) золото. Во время визитов на металлургические подразделения мануфактур Piaget и Chopard я задавал вопросы, почему именно 75-процентное золото стало считаться образцовым. Отвечали мне в общем и целом одинаково:

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Из чего сделан механизм в золотых часах»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector