Как называются часы у шахматистов

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Как называются часы у шахматистов?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Шахматные часы — прибор для осуществления контроля времени в настольных играх на двух человек, таких как шахматы, шашки, го, рэндзю, реверси и другие. Аналогичные приборы могут называться иначе: контрольные часы, шашечные часы (в шашках), игровые часы.

Отличитаельная особенность шахматных часов — оба часовых механизма не должны работать одновременно. Переключение часов с одной стороны приводит к работе другого часового механизма. Таким образом возможен подсчет времени на обдумывание каждого игрока в отдельности.

В механических часах проход минутной стрелки через 12 отмечается красным флажком. Флажок обычно начинает подниматься за 2-3 минуты до падения и падает точно на 60й минуте (на цифре 12).

В Европе шахматные партии игрались без контроля времени. Случалось, что игрок, имеющий заведомо проигрышную позицию, брал соперника “на измор”. Иногда это удавалось. Партии тянулись много часов подряд, сутками. Последней «каплей», переполнившей чашу терпения шахматистов и судей, стал первый международный турнир 1851 года, когда помощник судьи, фиксировавший ходы в партии Вильямс — Маклоу, сделал историческую запись: «Партия осталась неоконченной, поскольку оба противника заснули. «

Через два года в матче Гарвиц — Левенталь впервые соперников ограничили лимитом времени по 10 минут на обдумывание хода. Часы использовались песочные, у каждого свои, а за превышение времени взыскивался денежный штраф. В 1866 году в матче Андерсен — Стейниц песочные часы заменили механическими, правда, они были не шахматные, с двумя кнопками, а обычные.

Впервые специальные шахматные часы были сконструированы английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson), инженером из Ланкашира, и применены на турнире в Лондоне в 1883 году. Год спустя первый патент на промышленное производство шахматных часов получил Амандус Ширвотер (Amandus Schierwater), а в 1886 году они уже появились в продаже в магазинах Ливерпуля. В 1899 году впервые на шахматных часах появился «флажок», индицирующий трехминутный интервал до окончания лимита времени. Идею «флажка» предложил Д.Б. Мейер (D.B.Meijer). Прообраз нынешних механических шахматных часов с двумя кнопочными переключателями был создан в 1900 году, стараниями Винхоффа (Veenhoff). В 1920-х годах появились первые электрические шахматные часы. Первые электронные шахматные часы были изготовлены в Киеве в 1964 году. После получения в 1989 году Бобби Фишером патента на электронные шахматные часы, последние стали одними из наиболее используемых.

Шахматные часы используются для того, чтобы фиксировать время, затрачиваемое игроками на обдумывание ходов и сигнализировать, когда у кого-то из игроков истечет лимит времени, предоставленный ему по турнирным правилам.

Любые шахматные часы имеют два часовых механизма (возможно, с общими элементами), которые включаются попеременно: когда один работает, другой простаивает. На каждом из механизмов устанавливается лимит времени, отведенный игроку. Когда этот лимит подходит к концу, часы визуально сигнализируют, что лимит истек. Исторически роль сигнализатора выполняла закрепленная на оси маленькая красная стрелка-флажок, которая при приближении минутной стрелки к отметке «12» сначала поднималась, а затем резко падала, показывая, что время истекло.

Также имеется, как минимум, две кнопки управления (по одной на игрока). Часы устанавливаются рядом с игровым полем, настраиваются и запускаются в начале игры. Первоначально включается механизм со стороны того игрока, который должен ходить первым. Сделав ход, игрок нажимает кнопку на своей стороне часов, после чего его часовой механизм останавливается, а механизм противника — включается. Соперник, сделав свой ход, в свою очередь, снова переключает часы. Таким образом, каждый из часовых механизмов работает только тогда, когда соответствующий игрок обдумывает свой ход.

В СССР/России шахматные часы производились только на одном предприятии (завод «Янтарь» в городе Орел). Затем технологии и права на производство шахматных часов проданы в Азербайджан, где налажено производство аналогичных по внешнему виду часов, механизмы которых сделаны из пластмассы (а не из металла, как у Янтаря).


Классические шахматные часы представляют собой два обычных механических или электромеханических часовых механизма, каждый с собственным циферблатом, смонтированные в одном корпусе и снабженные механической системой переключения, состоящей из двух кнопок и нескольких рычагов. Флажок — это обычная небольшая стрелка, закрепленная на оси на циферблате каждого из часовых механизмов, в обычном положении висящая на оси под собственным весом вертикально вниз. При приближении времени игрока к «нулевой отметки» (в качестве которой на таких часах выступает положение «12:00») минутная стрелка приподнимает флажок. После прохождения стрелкой крайнего верхнего положения она выходит из-под флажка, и флажок «падает» (возвращается в вертикальное положение). Существует конструкция, в которой стрелки идут в обратную сторону («против часовой стрелки»), чтобы положение стрелок на циферблате в любой момент правильно показывало оставшееся у игрока время, но обычно механизм часов вполне традиционен.

Такой вид шахматные часы приняли в 1900 году. В течение века в них менялись только материалы и внешнее оформление, принцип работы оставался неизменным. Используют эти часы по сей день, хотя в серьезных соревнованиях все чаще начинают применяться электронные часы, обеспечивающие автоматизацию более сложных систем контроля времени.


После появления электронных часов, естественно, появилась и электронная модификация часов шахматных. Простейший вариант таких часов отличается от механических лишь принципом работы часовых механизмов и переключателя, то есть представляет собой просто два попеременно включаемых таймера. Эти часы не представляют специального интереса.

Однако использование новых технологий позволило не только изменить вид и принцип действия шахматных часов, но и придать им новые функции. Современные электронные часы, в отличие от своих механических предков, могут:

  • самостоятельно считать сделанные игроками ходы;
  • отслеживать несколько последовательных периодов партии, переходя от одного к другому в заданные моменты и автоматически перенося накопленное время в новый период;
  • поддерживать разнообразные схемы контроля времени, в том числе «Часы с задержкой», «Часы Бронштейна», «Часы Фишера», «Песочные часы» и др.;
  • сигнализировать о просрочке времени одним из игроков и останавливаться при этом автоматически (правда по нынешним правилам шахмат, обязанность следить за временем соперников лежит на самих игроках).

Часы Фишера — это изобретение одиннадцатого чемпиона мира по шахматам Роберта Фишера (патент США #4,884,255 «Digital chess clock» от 28 ноября 1989 года).

«Часы Фишера» основаны на здравой идее — хотя бы частично уравнять шансы соперников в конце игры, когда в цейтноте у одного игрока (или у обоих) «висит флажок». Тем, кто играл партии с шахматными часами, знакомо чувство досады, когда из-за нехватки времени выигрышная позиция оборачивается ничьей или даже проигрышем. «Часы Фишера» добавляют определенное количество секунд за каждый сделанный ход. Таким образом, если укладываться в этот лимит, то «флажок» на часах никогда не упадет. Более того, непотраченные секунды накапливаются, и вместо уменьшения оставшегося времени может произойти его прибавка. Теоретически шахматист-перворазрядник с «часами Фишера» в силах довести до финала любую технически выигранную позицию.

Часы Фишера получили поддержку в международной организации ФИДЕ. Впервые новый контроль времени и новые часы были применены в 1992 году в матче Фишер — Спасский (Югославия).

6.1. “Шахматными часами” называются часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, соединенными между собой так, что в одно и то же время может работать только одно из них.

В Правилах игры в шахматы термин “часы” означает одно из двух таких устройств. Каждое устройство снабжено “флажком”.

“Падение флажка” означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

6.2.a. Во время игры каждый игрок, сделав свой ход на шахматной доске, должен оста-новить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, говорят, что он должен нажать свои часы). Это “завершает” ход. Кроме того, ход считается завершенным, если:

(1) ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.a, 5.2.a, 5.2.b, 5.2.c, 9.6а, 9.6b и 9.7) или

(2) игрок сделал свой следующий ход, в случае, если его предыдущий ход не был завершён.

Игрок должен иметь возможность нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведенного игроку на ход.

b. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Запрещено игрокам держать палец на кнопке или рычаге часов или “нависать” над ними.

с. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается нажимать часы с силой, ускорять их ход, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или ударять по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.

d. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

e. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой операции он может предложить помощника, который должен быть допущен арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. Часы игроков с ограниченными возможностями не корректируются.

6.3 а. При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или игрокам может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все эти требования должны быть установлены заранее.

b. Там, где это возможно, время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени, отведённому для следующего периода.

В режиме задержки времени оба игрока получают выделенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает “фиксированное дополнительное время” на каждый ход. Обратный отсчёт основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В случае если игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от доли использованного фиксированного дополнительного времени.

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требований Статьи 6.3 а.

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

6.6. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые фигуры.

6.7a. В положении о соревновании должно быть заранее установлено допустимое вре-мя опоздания на игру. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, считается проигравшим партию, если арбитр не решит иначе.

b. Если в положении о соревновании установлено определенное, не равное нулю, время опоздания, и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в положении о соревновании не указано другое, или арбитр не решит иначе.

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр, или когда какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведенное ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей 5.1a, 5.1b, 5.2a, 5.2b, 5.2c. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока, просрочившего время, любой возможной серией разрешённых Правилами ходов.

6.10.а. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным де-фектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, устанавливаемого на замененных часах.

b. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен установить правильные показания на часах и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

6.11. Если упали оба флажка, и невозможно установить, какой флажок упал первым, то партия:

a. должна продолжаться, если это произошло в любой период игры, кроме последнего;

b. заканчивается вничью, если это произошло в период игры, в котором должны быть сделаны все оставшиеся ходы.

6.12а. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

с. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

d. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого. Если у игрока нет обоснованной причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

6.13. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и количество сделанных ходов, и часы, показывающие также количество сделанных ходов. Однако игрок не может делать заявление, ссылаясь только на показываемую таким образом информацию.

213.87.123.78 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Вниманию радиолюбителей предлагается схема элект­ронных шахматных часов, выполняющих все функции механических шахматных часов, применяемых в настоя­щее время в официальных шахматных турнирах.

Так как в механических часах время определяется с точностью до долей минуты, та и в описываемых часах автор не ставня задачу индикации секунд. Предусмат­ривается только индикация минут и десятков секунд. По мнению автора, нежелательна схема электронных шахматных часов с обратным отсчетом времени (с инди­кацией времени, оставшегося у каждого партнера). Пря­мой отсчет времени удобен еще и потому, что позволяет в тренировочных целях устанавливать одному из партнеров преимущество по времени (игра с гандикапом), не приме­няя при этом никаких дополнительных устройств, а прос­то обусловливая заранее, что, например, черные играют до 5 мин, а белые до 4.

Рис. 1. Принципиальная схема часов

Известны попытки создания электронных часов с устройством, подающим световой или звуковой сигнал окончания игрового времени, что представляется автору недопустимым, так как, в соответствии с шахматным кодексом, партнеры должны сами следить за-флажком шахматных часов. После падения обоих флажков, т. е. по истечении игрового времени у обоих партнеров, в партии засчитывается ничья независимо от того, у кого из играющих флажок упал раньше.

Пуск шахматных часов осуществляется нажатием кнопки, включающей счетчик игрового времени, начиная от нуля. Окончание игрового времени фиксируется по появлению на счетчике ааранее обусловленных цифр (например, 05.0),

К достоинствам электронных шахматных часов мож­но отнести то их свойство, что нельзя помешать против­нику переключать часы.

В шахматных электронных часах нецелесообразно применять аыеокостабильйые кварцевые генераторы, обеспечивающие высокую точность хода, но требующие большого числа микросхем — делителей частоты. В предлагаемой схеме генератор импульсов общий- на обе половины часов. Незначительные отклонения от абсолютного времени не принципиальны, так как одина­ковы для обоих партнеров.

Схема электронных шахматных часов, представлен­ная на рис. 1, состоит из трех частей: двух одинаковых устройств AI и А2, выполняющих функцию часов и осу­ществляющих индикацию времени, и общего устройства, включающего генератор и приспособления для переклю­чения часов.

Генератор представляет собой симметричный мульти­вибратор, выполненный на транзисторах VI и V2. Он обеспечивает генерацию импульсов сравнительно низкой частоты (около 250…260 Гц), что позволяет ограничиться всего двумя делителями частоты на 16 (D7 и D8).

При этом частота импульсов на выходе второго де­лителя равна 1 Гц.

С помощью резисторов R4 и R7 предусмотрена под­стройка частоты генератора таким образом, чтобы про­межутку Ефемени в 10 с точно соответствовала смена цифр.

Последовательность импульсов с частотой 1 Гц посту­пает на входы схем совпадения (D9.1 и D9.2), на вторые входы этих схем поступают два разнополярных сигнала с триггера, выполненного на двух оставшихся в схемах совпадения элементах 2И-ВД (D9.3 и D9.4).

Сигнал с одного плеча триггера является запрещаю­щим, для .прохождения импульсов, сигнал с другого пле­ча — разрешающим.

Кратковременное нажатие кнопок S3 или S4 вызыва­ет переключение триггера, разрешающий сигнал логи­ческой 1 появляется то на одном, то на другом плече триггера, что определяет прохождение последователь­ности импульсов или в устройство A1, или в А2.

В устройство А1 сигнал с элемента D9.2 поступает на вход счетчика D1, затем на вход счетчика D2, имею­щего индикацию от 0 до 5; с выхода 8 счетчика D2 сиг­нал поступает на десятичный счетчик импульсов D5, с выходов счетчиков D2 и D5 — на дешифраторы D4, D6. С дешифраторов сигнал подается на семисегментные светодиодные матрицы HI и Н2. Индикаторы HI обоих устройств показывают десятки секунд, а индикаторы Н2 — минуты.

Для возвращения всех счетчиков D2 и D5 обоих устройств в нулевое состояние предназначена кнопка SJ.

Перед началом игры партнеры договариваются о про­должительности партии (при игре в блитц, обычно, по пять минут), нажимают кнопку S1, после чего партнер, играющий белыми, допустим А1, делает ход и нажимает кнопку S3, пуская часы партнера (А.2). После ответного хода партнер, играющий черными, нажимает кнопку S4, пуская устройство А1 и останавливая свои часы.

Для временной остановки обоих часов в случае спор­ных ситуаций или для временного прекращения игры следует нажать кнопку S2. Для возобновления игры кнопку S2 возвращают в исходное состояние, -при этом включают те часы, которые шли перед остановкой.

В качестве индикаторов используются светодиодные матрицы типа АЛС314 или АЛС324. При этом необходимо учесть, что для АЛС314А и АЛС324А требуются дешифраторы К514ИД1, а для АЛС314Б и АЛС324Б дешифраторы К514ИД2.

После очевидных доработок можно применить инди­каторы ИВ-3, ИВ-4 и др. Также возможно применение газоразрядных индикаторов ИН-2, ИН-4 и т. д.

Кнопки S1, S3, S4 типа П2К с самовозвратом, а кноп­ка S2 — с возвратом повторным нажатием.

Ток, потребляемый часами от источника постоянного тока 5 В, составляет 500 мА.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Как называются часы у шахматистов»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector