Как выглядит турбийон в часах

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Как выглядит турбийон в часах?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

В 1795 году гениальный изобретатель часовых механизмов Абрахам Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet) нашел решение одной из самых больших проблем часовых механизмов ого времени. Он нашел способ побороть гравитацию, и связанные с ней погрешности хода. В то время часы были далеки от той точности, которую сейчас показывают даже самые простые и дешевые наручные часы.

Виной тому было гравитационное поле земли. Когда карманные часы лежали строго горизонтально, весь механизм был расположен перпендикулярно оси земного притяжения. Но такие ясные моменты случались в их жизни не часто, и большую часть своего времени pocketwatch проводили в специальном кармане, в вертикальном положении, когда на все детали действовали силы тяжести, заставляя пружину бороться с земным притяжением либо наоборот. А поскольку математический центр тяжести детали практически никогда не совпадал в физическим, ход часов еще более “уходил в разнос” в зависимости от положения часов в пространстве.

Само слово турбийон (tourbillon), французское, означает вихрь. Полное, авторское название Regulateur a Tourbillion. Официальным денм рождения турбийона считается 14 апреля 1801 года. Это дата, поставленная Бреге на письме к французскому министру внутренних дел, с сообщением о его новом изобретении и просьбой закрепить за ним патент на 10 лет.

Сама идея турбйиона довольно проста – чтобы скомпенсировать влияние гравитации на подвижные и сбалансированные детали механизма, а именно баланс, спираль и спуск, нужно заставить вращаться вокруг собственной оси внутри корпуса часов! Додуматься, положим до этого мог любой хороший инженер, но гениальность Бреге в том, что он смог воплотить это в жизнь.

Чтобы понять внутреннюю “кухню” часов с турбийоном, надо сначала хотя бы поверхностно изучить устройство обычных часов.

Сейчас все наручные и карманные часы устроены по одному принципу. Сердцем механизма является балансирный механизм, который сочетает в себе балансирное колесо, пружину, вилку, градусник и храповик. В данной статье мы рассмотрим швейцарский спусковой механизм.

Швейцарский часовой механизм

Спусковой механизм приводит в движение колебательный элемент часов, в роли которого выступает балансирное колесо. Сам он получает энергию от зубчатой шестерни, которая получает энергию в виде толчков от пружины, или, как в случае с турбийонной системой, от двух пружин. Спусковой механизм, состоящий из вилки и храповика задает частоту колебания и ограничивает пружины от неконтролируемого раскручивания всей системы. Это позволяет храповику равномерно колебаться, вращаясь, двигая весь механизм отсчёта времени часов с постоянной скоростью. Одновременно с этим, маятник поддерживает колебания колеса, небольшими толчками. Одновременно с этим швейцарский спусковой механизм способен вновь запуститься самостоятельно после неудачного встряхивания.

Каждое колебание маятника, заставляет храповик поворачиваться на одну шестерню, из-за этого часы тикают. Для регулировки скорости колебания маятника используется градусник, специальный винт, выводящий из действия некоторую часть пружины маятника.

И вот, чтобы обеспечить безукоризненный ход часов, Бреге ставит весь спусковой механизм на раму, которая постоянно вращается вокруг своей оси, устраняя погрешности хода. Один оборот турбийона обычно равен одной минуте, что позволяет использовать эту частоту заодно и для задания хода секундной стрелке.

Спусковой механизм закреплен на платформе – “каретке”, также на ней закреплено зубчатое колесо в виде короны, или триб, он вращается вместе с храповиком, и передает вращение “наружу”, через колесную передачу, от которой впоследствии приводятся в движение стрелки и весь механизм.

Турбийон очень сложен изготовлении, сам Бреге собрал всего 30 подобных механизмов. Даже сейчас механихм весом всего несколько карат может состоять из нескольких десятков деталей, и порой доходить до сотни.

Вы представляете себе, сколько деталей в наручных часах, с турбийоном, полным набором стрелок, автоподзаводом и например указанием дня и месяца, а также дня или ночи? Поэтому даже сейчас, с появлением лазерной прецизионной резки металлов и новейших способов их обработки даже самые именитые компании выпускают не более 10-20 турбийонов в год. Сегодня необходимость в этом теническом изыске отпала, поскольку часы и без того стали точными, и остается в конструкции только самых дорогих из них, как дань высокому часовому искусству.

Существуют не только “минутные” турбийоны, создавались и создаются механизмы со временем обращения 4,6 или 8 минут. В начале 20 века создавались часы с поворотом катерки 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, ходящее в зацепление с трибом.

На данный момент существует две основные схемы по которым собираются турбийоны. Первая – классическая, когда каретка закреплена с обоих сторон по оси вращения. Такой способ крепление предполагает размещение с лицевой части механизма “моста”, арочной конструкции, как правило с тремя точками опоры, через пролеты которой виден остальной механизм. В него встраивается шарикоподшипник, сделанный из рубинов.

Второй тип – парящий. Здесь мост отсутствует, а каретка закреплена только с одной стороны, таким образом ничто не мешает любоваться работой механизма.

С появлением турбийона не утихали споры о его нужности и полезности. По сути он хорошо работает только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, в горизонтальном он не нужен. И вообще наручные часы иногда принимают весьма нестандартные положения в пространстве.

Ответом на все эти споры послужила разработка двухосевого турбийона, которыйдвигался не только по собственной горизонтали, но и оборачивался по вертикали.

Такая конструкция запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и реализована в экспериментальных карманных часах. Но такой турбийон занимал крайне много места, и до 2003 года в карманные часы не помещался никем. Это удалось только Франку Мюллеру и прецизионным технологиям. Часы Revolution 2 обладают именно таким турбийоном.

При всей своей сложности, этот турбийон еще и вращается с разной скоростью. На циферблате часов размещены две стрелки: правая отсчитывает минуты, и заодно оборот турбийона по оси баланса, а вторая показывается его обороты по перпендикулярной оси и имеет 8 минутную разметку.

Полноценный подшипник из рубинов, размером около миллиметра

Весь механизм турбийона отдельно

фото взяты с сайта horology.ru

Чтобы понять что такое турбийон на деле надо один раз увидеть.

Если не все, то многие, особенно мужчины, встречали в периодической печати слово «турбийон». Но знаем ли мы, что оно означает, откуда пришло и к чему оно относится? Оказывается, это красивое слово применимо ко всем механизмам, показывающим время. Что такое часы с турбийоном? Какими они бывают? Откуда они пришли? Попробуем разобраться в этой статье.

Итак, что же такое — часы с турбийоном? И вообще для чего он нужен? Что такое турбийон в наручных часах?

То, насколько точно показывали время самые первые механические часы, во многом находилось в зависимости от температуры окружающей среды и от того, насколько сильно земное притяжение. Для того чтобы не было никакой температурной зависимости, детали для часов начали изготавливать из специальных сплавов. Проблема притяжения была решена еще в 1795 году ученым Бреге, изобретшим весьма сложный и на то время, можно сказать, просто нереальный революционный механизм — турбийон.

Долгое время часы с турбийоном не получали повсеместного распространения по двум важнейшим причинам. С одной стороны, изготовить его могли только очень умелые часовщики, а их было не так уж и много. А с другой — их цена была слишком высока для простого обывателя. И только в конце прошлого века, когда такие часы стали считать символом достатка и престижа их счастливого обладателя, часовых дел мастера снова обратились к этому механизму.

Теперь турбийон стал некоей изюминкой в современных часах, и именно ее всячески стараются выставить на всеобщее обозрение.

Так что же такое турбийон в наручных часах? Турбийон в дословном переводе с французского — это вихрь. Относительно часов — это некий механизм, который может компенсировать земное притяжение. Иными словами, спусковой механизм и колесо баланса установлены на специально подготовленную вращающуюся платформу. А платформа, совершая вращения вокруг своей оси (обычно в одну минуту один оборот), изменяет центр тяжести во всем механизме. Платформа вращается, часы то спешат на полминуты, то на столько же отстают. Вот таким образом и происходит компенсация погрешности хода, которая находится в зависимости от земного притяжения.

Но надо сказать, что турбийон совершает вращательные движения исключительно в одной плоскости. Его функция выполняется отменно только тогда, когда часики находятся в вертикальном положении, то есть на руке владельца. Если же они просто тихонько лежат на столе или какой-то иной поверхности, то необходимо, чтобы происходило его вращение в другой плоскости.

Время действительно не имеет цены. И именно из этого исходят мастера торговой марки Patek Philippe, когда создают часы «Скай Мун Турбийон». В этой модели удивительным образом сочетаются элегантность, неяркая роскошь, стиль, замечательное качество, которое может граничить с совершенством. Это очень дорогой и изысканный аксессуар, который могут позволить себе лишь сильные мира сего, потому что цена их запредельно высока.

Правда, и те люди, которые не обладают копями царя Соломона, могут сделать себе подарок в виде высококачественной копии таких часов. И цена на них будет более приемлема. Поэтому с улыбкой можно сказать, что это недорогие часы с турбийоном.

Наручные часы этой марки всегда пользуются огромным спросом. И дело не только в престижности, но и в качестве. Такая модель относится к классу «Люкс», она наиболее популярна и продаваема.

Часы мужские турбийон (или «Скай Мун Турбийон» — так более правильно звучит) подойдут практически любому джентльмену. Ведь в них соединено воедино множество функций. Представители сильного пола, которые уже достигли определенных успехов в своей жизни, которые знают, чего хотят, которые уверены в себе и своих решениях, приобретая такие часы, лишний раз смогут подчеркнуть свой авторитет и статус. Этот великолепный аксессуар отлично дополнит как повседневный деловой стиль, так и вечерний облик. Он с легкостью сможет внести нотки элегантности и шика, став неопровержимым свидетельством безупречного вкуса обладателя.

Такие часы станут для мужчины отличным подарком. Никто не останется равнодушным к такому правильному сочетанию шика, высоких технологий, изящества и стиля.

Да, купить оригинал — для обычного человека задача практически невыполнимая. Но не стоит расстраиваться, ведь можно приобрести вполне качественную копию. Внешне она почти ничем не отличима от подлинника. В основном все внутренние механизмы производят в Швейцарии. А стоимость на такие часики будет находится в прямой зависимости от того, мастера какой страны собирали этот аксессуар. Как правило, это Китай. Но это совершенно не означает, что качество будет неподобающим.

Интернет-ресурсы, в свою очередь, частенько проводят интересные акции, благодаря которым копию можно приобрести всего за три-четыре тысячи рублей. А в среднем цена на такой аксессуар составляет примерно от девяти тысяч рублей.

Если нет доверия к интернету, то можно купить такие часики в элитных часовых магазинах. Цена, конечно же, будет несколько повыше. Зато здесь можно проверить качество.

Но не только представители сильной половины человечества жаждут, чтобы их руки украшали эксклюзивные аксессуары. Женские часы с турбийоном были выпущены компанией Breguet, которые назывались Classique Grande Complication. Корпус этого восьмого чуда света был изготовлен из белого золота в восемнадцать карат. На нем нашлось место для семидесяти трех бриллиантов, общий вес которых составил 1,31 карат.

Так что даже самая привередливая дама не останется равнодушной при виде такой красоты.

Элитные часовые механизмы — исчезнувший с руки патриарха по божьей воле Breguet, скромный свадебный подарок Richard Mille RM 52-01 и другие — обладают двумя общими чертами. Их стоимость исчисляется в миллионах и в них присутствует тот самый турбийон. Тот самый, о котором в последние десятилетия так много пишут и говорят.

Российские часы с турбийоном не производились никогда. Во всяком случае, до последнего времени. Пока уникальный часовых дел мастер Александр Миляев не начал первым складывать шестеренки и винтики в хитроумный и изящный механизм.

Да, в Советском Союзе всегда было очень качественное и массовое производство часов. Но вот такие буржуазные излишки могли бы сразу выбиться из общей канвы. Когда СССР развалился, часовые заводы остались как бы за бортом. Поэтому те, которые появились в советские годы, остались, в основном только у коллекционеров или владельцев, которые ни за что с ними не расстанутся, как с памятью о былом. Поэтому и появиться турбийон мог исключительно у частного фаната часовых дел.

У Александра Миляева однажды состоялся случайный разговор с его давним клиентом, торгующим дорогущими часами, и поддевшим как бы невзначай часовщика словами о том, что английский мастер умеет делать наисложнейшие пружинки, стоящие в турбийоне. Российский Левша за полгода освоил это непростое мастерство. Он так наловчился, что теперь может изготавливать пружинки, толщина которых всего три сотых миллиметра, меньше чем за двое суток.

Турбийон, который сделал после той беседы мастер, поэтично называется «летящим»: в нем нет верхней перемычки и это отличает его от других таких же. Именно в этих часах и стоит та самая пружинка, над которой работал Александр и которую уже давно никто не делает. Кстати, все без исключения детали к этим часам мастер сделал собственноручно, выточив на станках, которые стоят у него в квартире.

Потом он рассказывал, что не помнит, сколько ему понадобилось на это времени, но не меньше двух или даже трех лет. Ведь если каждый день сидеть над таким механизмом, можно сойти с ума. Некоторые готовые колесики не подходили мастеру по количеству зубьев. И если ему надо было их 90, то приходилось все делать самому. Сложность заключалась не только в том, что Миляев впервые работал над таким сложным аксессуаром. Трудно было найти латунь, качество которой было бы тем, что необходимо. Поэтому Александр брал другие заготовки и перерабатывал их так, как ему было необходимо.

Но даже теперь, когда весь механизм собран, часовщик говорит, что до конца это не оформлено. Он не хочет оставлять их дома, в своей коллекции: ему постоянно нужны деньги для работы, он хочет поменять микроскоп на более современный. Для поднятия стоимости часов Александр Евгеньевич собирается купить к ним красивый стеклянный колпак, а в Горном институте пообещали сделать основание из камня. Только тогда он согласится с тем, что часы с турбийоном закончены.

Вот такие они, это удивительные часы. Фото и отзывы о них лишний раз доказывают, что нет предела совершенству и мастерству.

Турбийон – это одно из немногих усложнений механических часов, которые предназначены для всеобщего обозрения и никогда не прячутся внутри корпуса. С технической точки зрения, турбийон является вращающейся кареткой со спуском внутри. Она вращается, делая один полный оборот за минуту, и служит для выравнивания погрешности, вызванной силой земного притяжения.

Переводящийся с французского языка как «вихрь», турбийон впервые появился в механических часах более 200 лет назад. Известный французский часовщик Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент конструкции оформил в 1801.

Интересно, что споры о необходимости и эффективности изобретения Бреге начались уже через несколько лет после внедрения первых турбийонов. Недоброжелатели утверждали, что в горизонтальном положении новое усложнение имеет только отрицательный эффект, так как детали этой конструкции оказывают лишнее сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.

При этом спрос на турбийоны только рос, и совсем скоро изобретение Бреге стало своеобразной игрушкой для богачей. Европейцы с толстыми кошельками заказывали для себя часы с турбийонами, которыми можно было хвастаться сразу по двум причинам. Во-первых, сам механизм таких часов стоил приличных денег, во-вторых, всегда можно было уколоть собеседника тем, что его часы не такие точные.

В 1920 году был спроектирован первый, так называемый парящий турбийон, который крепился к механизму только с нижней стороны. Благодаря такому расположению, на циферблате можно было увидеть каретку и спуск в ходе вращения. В 70-е годы разработки турбийонов несколько застопорились из-за появления кварцевых часов, но уже спустя десять лет компания Audemars Piguet выпустила первые часы с турбийоном с автоматическим подзаводом.

Исторически турбийон считался демонстрацией мастерства часовщиков, а вот его практическая значимость обсуждается до сих пор. Большинство специалистов сходятся во мнении, что он хоть и незначительно, но все же компенсирует действие силы земного притяжения.

Конструкция турбийона предполагает наличие анкерной вилки, баланса и анкерного колеса, которые расположены на каретке – вращающейся площадке. Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке намертво закреплено колесо, которое отвечает за передачу энергии к балансу.

В зависимости от используемого типа каретки различают традиционные и парящие турбийоны. Первый подразумевает крепление каретки в механизме с двух сторон, второй – только с нижней стороны механизма. Парящий считается более эстетически привлекательным, так как в нем нет перекладины над кареткой, загораживающей обзор. С другой стороны, турбийон, закрепленный всего в одной точке, более чувствителен к механическим воздействиям, да и сложность такой конструкции гораздо выше.

По скорости вращения каретки турбийоны бывают карусельными, минутными и полуминутными. Минутные – самые сложные и распространенные – представлены в коллекциях только топовых производителей механических часов. Карусельный впервые был показан в 1982 году. Такие модели отличаются наличием в каретке промежуточного колеса, создающего зацепление с анкерным колесом. Изготовление турбийона карусельного типа требует меньшей точности и обходится гораздо дешевле. Одним из самых известных производителей является компания Waterbury, в часах которой механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка. Тридцатисекундный турбийон был показан только компанией Parmigiani.

Прошли времена, когда турбийон был невероятно дорогим устройством, доступным только очень богатым людям. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к снижению их стоимости. Компания STT (ранее Progress) сделала едва ли не самый большой вклад в доступность механизма, поставив турбийоны чуть ли не на массовое производство. В итоге в конце прошлого века стоимость неплохих часов с турбийоном составляла 16-20 тысяч долларов.

Следующий революционный момент случился в 2000 году, когда на выставке в Гонконге были показаны турбийоны китайского производства. Механизм был признан сыроватым, но все же получил удовлетворительные отзывы. Уже через несколько месяцев появились первые такие часы стоимостью около тысячи долларов.

В нынешнем десятилетии модификаций стало только больше. Так, турбийон вращающийся сразу в трех плоскостях, создавался специально для модели наручных часов, в которой часы могут располагаться в любом положении. Производители Frank Muller и Jaeger LeCoultre создали турбийоны с двумя каретками: внутренняя имеет привычную конструкцию, а внешняя дает возможность внутренней вращаться в перпендикулярной плоскости.

Не так давно специалисты Patek Philippe создали уникальные часы с турбийоном с десятидневным запасом хода. В компании сделали акцент на том, что турбийон в их разработке – это не просто украшение, а функциональное устройство, положительно влияющее на точность хода часов. Турбийон даже не разместили на виду, а скрыли под циферблатом. В итоге увидеть его можно только через заднюю крышку.

Говоря о точности хода, современные производители (A. Lange and Sohne, Blancpain, Corum, Omega) указывают, что точность хода составляет +6-4 секунды в сутки, что считается более чем приличным показателем для механических моделей.

Турбийон принято считать одной из сложнейших компликаций механических часов (на уровне с вечным календарем и минутным репетиром). Современный турбийон – это не самое дорогое удовольствие, доступное как для поклонников часов премиум-класса, так и для сторонников бюджетных моделей. Аккуратно и точно сделанный турбийон не только положительно скажется на точности хода часов, но и станет отличным визуальным дополнением, визитной карточкой наручных часов.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Как выглядит турбийон в часах»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector