Кто придумал автоподзавод в часах

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «Кто придумал автоподзавод в часах?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Первыми хронометрическими приборами для измерения времени можно считать древние водяные, солнечные и огневые часы. Постепенно у человека представление о времени становились более четкими, поэтому необходимо было искать точные методы его измерения.

Водяные, солнечные и огневые часы считаются первыми хронометрическими приборами, с помощью которых человек начал изучать и измерять время. Постоянные поиски более точных методов привели к изобретению первых колесных часов. Считается, что именно с этого периода началась новая эра хронометрии. Кто изобрел первые механические часы? Этот вопрос вызывает много научных споров и дискуссий. Был ли это небольшой механизм или, наоборот, огромная установка (как например, башенные часы)?

Есть версия, что первый часовой прибор удалось соорудить в Х веке монаху Герберту из Оверни (будущий папа римский Сильвестр II). Он неплохо разбирался в технике и много путешествовал, а во время своих поездок интересовался и изучал принципы построения водяных механизмов и арабских астрономических приборов. К сожалению, об использовании его прибора история хранит мало упоминаний. Поэтому нельзя быть на 100% уверенным, что именно Герберт является создателем первого часового устройства.

Многие исторические исследователи уверенны, что механические часы являются усовершенствования водного хронометрического прибора. Дело в том, что в водяных установках применялся тот же циферблат, механизм боя и колесная передача. Однако движущей силой в этих приборах была сила воды, а у механических – тяжелая гиря. Чего не хватало, так это устройства спуска и механизма для регулирования хода.

Кто изобрел шпиндельный спуск и сделал возможным изобретение механических часов? С уверенностью ответить на этот вопрос тоже никто не может. Известно лишь, что примерно в конце XIII века и на протяжении пяти с половиной столетий устройство со шпиндельным спуском уже было в употреблении человека.

Примерно с 1340 года шпиндельные механические часы быстро входят обиход и становятся гордостью многих европейских городов и храмов. Заметим, что это был пока только прототип настенных башенных устройств. Приборы стали использовать в монастырях и храмах. Установленные часы на фасад пока еще не показывали время, но уже позволяли немного ориентироваться в его ходе. Ударами в колокол они оповещали население, что пора молиться, готовиться к опасности, делать ту или иную работу (заметим, что сегодня колокольным боем в храмах без звонаря управляет система электронный звонарь).

Примерно в 1450 году человек изобрел первый пружинный часовой механизм, но переносные часы появились только в конце XV столетия.

Автоподзавод или история вечной жизни.

Начало поиска вечного двигателя в часовом производстве началось с изобретения Авраама-Луи Перле, создавшего в 1770 году первый аналог современных механических часов с автоподзаводом. Тогда как и сегодня основным поводом для создания механических часов с автоподзавдом стало желание помочь людям регулярно забывающим завести механические часы. Авраам-Луи нашел виртуозное решение задачи, он придумал деталь, которая свободно вращалась в механизме часов и при этом заводила пружину, в дальнейшем изобретенная им деталь получила название «ротор автоподзавода», а идея внимание часовщиков всего мира. Современные механические часы с автоподзадом используют слегка модернизированную идею механизма автоподзавода Перле, которую частично усовершенствовали.

Первые механические наручные часы с автоподзавдом выпустила знаменитая швейцарская компания Rolex в 1931 году и с тех пор механизм автоподзавода, используемый в наручных часах, существенным образом не менялся.

Работа автоподзавода в механических наручных часах осуществляется благодаря закрепленному на оси грузу со смещенным центром тяжести, движение груза при движении приводит в действие шестеренки часов. Груз стремятся сделать как можно объемней, наибольшим распространением в механических наручных часах пользуется груз, выполненный в виде сектора из двух видов металла: половина состоит из легкого сплава, половина выполнена из тяжелого вольфрама. В механических наручных часах с автоподзаводом предусмотрена и система защиты от чрезмерного завода пружины, которая крепится к барабану с помощью фрикционной накладки. Если пружина полностью взведена, то конец пружины благодаря фрикциону проскальзывает не разрывая пружины.

Сегодня часы с автоподзавдом наиболее популярный вид наручных механических часов, пользующийся заслуженной любовью среди потребителей. Мужские механические наручные часы встречаются значительно чаще чем женские, ведь сложный механизм автоподзавода делает часы более массивными и тяжелыми, что не всегда подходит для женских аккуратных и тонких моделей.

Наручные механические часы популярны не только благодаря возможности заводить часы раз-два раза в месяц, но и еще по ряду причин:

· Механические наручные часы с автоподзаводом, благодаря постоянно взведенной на максимуме пружине, реже отстают или спешат, и значит у них более четкие показания;

· Механические наручные часы с автоподзавдом меньше страдают от влаги и загрязнений, ведь чем меньше вы прикасаетесь к головке завода тем меньше туда попадет пыли и случайных капель, а значит часы будут служить дольше;

· Механические наручные часы это как правило всегда качественные часы, ведь дешевые потребители избегают использовать в своих изделиях автопзавод, реализация которого достаточно трудоемка и затратна

Но есть у механических наручных часов с автодзаводом и минусы:

· Наручные механические часы с автоподзаводом значительно тяжелее кварцевых и механических с ручным заводом;

· Наручные часы с автоподзаводом более хрупкие, даже несильный удар может привести к серьезной поломке механизма

· Вольфрам достаточно дорогой метал, поэтому его использование влечет за собой и увеличение стоимости наручных часов.

Как отмечают производители для достаточного завода механических наручных часов с автоподзаводом их необходимо носить на руке в среднем около 8 часов. Но как отмечают не время носки, а подвижность человека во время ношения. Поэтому перед покупкой механических наручных часов определитесь как часто вы их планируете носить. Если ответ каждый день и проводите вы его достаточно активно, то вам действительно подойдут механические часы с автопозаводом. Если же часы покупают для пенсионера или офисного работника, после работы сразу же едущего домой, то Вам будет лучше подобрать кварцевые или механические модели с ручным заводом.

Начало небольшого цикла о взаимоотношениях точной механики и гравитации. Эти вопросы исследовали изобретатели и часовщики с давних времен, начиная с гирь и маятников «больших» часов, и заканчивая устройствами автоподзавода и высокоточного турбийона.

В данной статье рассмотрим очень необычные карманные часы с механизмом автоматического завода ранней «маятниковой» конструкции, которые назывались Perpetuelle и отсчитывали свою историю с 1775-1780 годов, в которые сам Авраам-Луи Бреге доводил их конструкцию до реально применимого и технически совершенного вида.

Этот экземпляр не от Breguet, а более поздний – на 100 лет младше, т.е. примерно 1880-х годов. Однако, конструкция очень пересекается с устройствами Бреге. В каталогах она фигурирует как Loehr Patent, по имени своего изобретателя.

Эмалевый циферблат с надписью LOEHR PATENT.

Изобретатель данной конструкции часового механизма – австрийский инженер Von Loehr, запатентовавший особое устройство автоподзавода 10 января 1878 года. В патенте была заявлена защита прав сразу на 11 схем механизмов, преображающих движение колеблющегося груза в напряжение заводной пружины.

Схемы устройств из патента инженера Von Loehr, автоматически заводящих пружину от колебаний груза.

Основная идея – груз подвешивается в подпружиненном состоянии, максимально близком к точке равновесия, и колебание груза под действием покачиваний заставляет вращаться храповое колесо, взаимодействующее с двумя подвижными зубьями – толкающим (закрепленным на грузе), и фиксирующим (закрепленным на корпусе).

Сама конструкция была запатентована как конструкция широкого применения, но одно из устройств (номер 11 на схеме) удачно подошло для реализации в карманных часах, и производство таких часов было налажено в Швейцарии в 80-х годах XIX века.

На внутренней крышке подпись Patent Perpetual и серийный номер 3357.
Обратите внимание на раннее устройство бесключевого перевода стрелок в виде ручки, закрепленной на квадрате центральной оси.
Также заслуживает внимания форма подвесного кольца – на таком колечке часы в кармане держатся вертикально.

Открываем. Виден большой маятник.

Вот он, Perpetuelle!

Когда часы носят в кармане вертикально (а специальной формы колечко этому способствует), колебания утяжеленного маятника заводят пружину. В механизме применено стальное храповое колесо, взаимодействующее с двумя подвижными зубьями – толкающим (закрепленный на молотке), и запорным (фиксирующим). Зубчики храпового колеса очень мелкие, и механизм реагирует даже на малейшие колебания маятника.

Форма маятника напоминает конструкции Авраама-Луи Бреге, которые он применял в своих произведениях часового искусства еще с 1775-1778 годов.

Фото в двух крайних положениях маятника, кликните мышкой по картинкам для увеличения.

При ношении часов в кармане, маятник под собственным весом совершает колебания вверх и вниз. От каждого малейшего движения маятника, стальное храповое колесо прокручивается на несколько зубцов и фиксируется защелкой. От храпового колеса заводится пружина через систему передающих колес.

Каждое колебание маятника передает достаточно большое усилие, прокручивающее колесную систему сразу на много десятков оборотов. Для просмотра видео как это происходит в «живом» виде, кликните мышкой по ссылке.

Положением винта и втулки, из которой выходит длинная тонкая пружинка, регулируется жесткость подвеса маятника-молотка. Делая мягче-жестче, механизм можно адаптировать к походке владельца.

При заводе часов головкой или ключом, владелец чувствует упор пружины и не станет ее прокручивать, чтобы не повредить. С автоматическими часами сложнее – они просто лежат в кармане и вынуждены сами заботиться о сохранности механизма завода.

Поэтому в механизме есть еще одна интересная конструкторская хитрость, также запатентованная изобретателем. Это ограничитель завода пружины, предохраняющий детали механизма от повреждения в случае чрезмерного завода.

Хитроумный ограничитель завода пружины смонтирован на заводном барабане.

Ограничитель сделан весьма интересно, о его предназначении и принципе работы догадаешься не сразу. В крышке заводного барабана имеется прорезь. На внешнем витке пружины насажен специальный крючок (обозначен синей стрелкой). На оси барабана насажено зубчатое колесо с закрепленной планкой и штифтом на конце, который поднят вверх примерно на 1 мм (штифт обозначен красной стрелкой).

Штифт ограничителя выходит из-под платы механизма и может двигать фиксиующий запорный зуб храпового колеса.

Штифт ограничителя завода пружины.

Пока пружина не заведена до упора, колесико с ограничительным штифтом свободно болтается на оси барабана. Когда завод пружины максимален, ее внешний виток смещается к оси барабана, и закрепленный на витке зуб цепляет колесо. В свою очередь, колесо двигает планку со штифтом, и штифт приподнимает запорный зуб храпового колеса, из-за чего оно перестает фиксировать завод.

Таким образом, при максимальном заводе пружины маятник все еще колеблется, но усилия на колесную систему завода не передаются. Решение грамотное и интересное, т.к. если бы блокировалось движение маятника, под действием массы маятника такой ограничитель мог бы попросту сломаться.

К часам «вечного завода» носить с собой ключ для перевод стрелок было бы просто неприлично. Поэтому на центральной оси предусмотрена зубчатая переводная ручка, и под нее сделана прорезь во внутренней крышке часов. Обычным движением пальца можно удобно переводить стрелки без применения ключа. Эту конструкцию можно встретить еще с 1830-х годов, но она довольно редка.

Часы сделаны до массового распространения заводной головки, примерно в 1880 году. Об этом также свидетельствует ранний номер 3357, и ранняя конструкция. Позже часы Loehr Patent оснащали индикатором завода пружины, и делали преимущественно квадратной формы, что придавало им дополнительное отличие от обычных часов.

  • Никелевый корпус с открывающейся передней крышкой, подписан Patent Perpetual No 3357.
  • Эмалевый циферблат с римскими цифрами и маленькой секундной стрелкой, подписан LOEHR PATENT.
  • Стрелки стальные, вороненые. Стекло оригинальное, выпуклое минеральное.
  • Позолоченные платы механизма, простой цилиндровый ход, на плате выбит номер 3357.
  • Устройство автоподзавода маятникового типа.
  • Дополнительное устройство ограничителя завода пружины.
  • Устройство бесключевого перевода стрелок.
  • Особая форма подвеса для вертикального ношения часов в кармане.
  • Состояние в целом хорошее, все работает, ход точный.

Эти часы нельзя назвать совершенством качества исполнения, но примененная смекалка и технические решения делают их очень интересным экземпляром в коллекции, на примере которого можно изучать историю развития устройств автоматического завода механических часов.

Система подзавода очень похожа на более поздние «бамперные» автоматы. Что также примечательно, примененные в данном механизме принципы по сей день используются в большинстве механизмов автоподзавода без глубоких изменений.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Кто придумал автоподзавод в часах»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector