На сколько минут бывают песочные часы

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «На сколько минут бывают песочные часы?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Священный Коран и Сунна уделяют большое внимание времени и указывают на его ценность. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем». К сожалению, люди, умеющие использовать своё время, находятся в меньшинстве, а в большинстве своём они тратят время даром.

Тем не менее, необходимо помнить, что жизнь требует от человека умения следить за течением времени, распределять её во времени, реагировать на разные жизненные ситуации, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время.

Аллах Всевышний сказал: «И делайте запасы (в дорогу), а лучшим запасом является богобоязненность» (сура «Корова», аят 197).

Умение чувствовать время побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Ведь не успеешь оглянуться, а День Расчёта уже настал… Так как же мы отчитаемся за все секунды своей жизни, если каждая потрачена впустую?

Ответственность за своё время и умение правильно его использовать необходимо прививать ещё в детстве. Как правило, к школьному возрасту многие дети уже различают временные промежутки и умеют их минимально регулировать: они различают времена года, дни недели, части суток; знают, что вставать надо рано, а ложиться не поздно, чтобы весь день чувствовать себя хорошо; стараются оперативно одеваться, чтобы не опоздать на занятия.

Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведённое время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь и планировать время.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребёнку школа и в дальнейшем вся его жизнь, можно готовиться ещё в дошкольном возрасте. Для этого предлагается развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определённые отрезки времени.

В этой статье будет рассказано, наверное, о самом простом средстве, с помощью которого можно развить у ребёнка чувство времени, – это песочные часы.

Расскажите ребёнку, что когда-то не было ни электронных, ни механических часов. Для измерения отрезков времени люди пользовались солнечными часами, песочными, водяными, другими незамысловатыми приборами. Потом человечество научилось делать часы, подобные современным. Сначала это были огромные башенные часы. Потом часы становились меньше, появлялись новые технологии…

Но некоторые из нехитрых приспособлений прежних веков живы до сих пор. Например, песочные часы.

Купить простейшие песочные часы можно в аптеке, магазинах медицинского оборудования или сувенирных лавках. Не зря песочные часы – неотъемлемый атрибут многих деловых людей. Они бывают на одну, три, пять, десять, пятнадцать и более минут.

Песочные часы обладают замечательными свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным и материализуется в виде песчинок. По объёму песка в баллончике песочных часов видно, сколько времени прошло и сколько осталось.

Покажите и расскажите ребёнку, как пользоваться песочными часами. Для начала предложите ему посмотреть, как песок из одной половинки часов просыплется в другую всего за одну минуту, затем три или пять минут и т. д.

А теперь попробуйте поиграть, используя песочные часы!

Какие это могут быть игры?

Можно мерить всё подряд: кто больше сделает приседаний за одну минуту? Кто больше нарисует цветочков за три минуты? Сколько снежинок можно вырезать за пять минут?

Песочные часы окажут ценнейшую помощь при выполнении будничных обязанностей (одевание, раздевание, уборка постели, игрушек и т. д.), которые можно совершить в игровой форме. Для подобных игр можно поставить в ряд песочные часы на разное время.

Сегодня продаются специальные песочные часы для чистки зубов. Эти трёхминутные часы вешаются на стене в ванной и запускаются, когда малыш или взрослый чистит зубы. Пока не истечёт положенное время, прекратить чистку зубов нельзя.

Во время еды, если ребёнок никак не хочет доедать положенный завтрак, вы ставите песочные часы на стол и говорите: «Попробуем съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза. Начали. Интересно, а сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?»

Чтобы избежать соревновательности во время еды, можно поставить одним из условий, что кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Ведь это очень важное умение – укладываться точно в срок!

Существуют игры и упражнения, развивающие умение чувствовать время. Это различные игры на как можно более точное определение временного отрезка. Например, вы просите ребёнка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно закончить упражнение. Или, наоборот, даёте задание, а по окончании предлагаете ребёнку определить, сколько времени ушло на его выполнение.

Предложите ребёнку выяснить: закипит ли полный чайник за одну минуту, за три. Половина чайника? Наберётся ли полная ванна воды за три минуты? За пять?

Вы можете всё время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных пробегов») потребовалось вам и ребёнку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше – большую, величиной в ватманский лист) и заполнять её условными значками. Со временем определить, есть ли прогресс или, наоборот, наблюдается регресс.

В качестве воспитательной функции подобные часы хорошо использовать, когда дети не хотят делиться друг с другом игрушкой. Вы ставите часы и говорите: «Сначала играет Расул, когда время на часах закончится, Расул даёт поиграть с игрушкой Амине».

Иногда часы используют при наказаниях. Вы устраиваете ребёнку «тайм-аут» (например, сажаете на стул, чтобы он подумал о своём поведении) на столько времени, сколько бегут песчинки в часах. Помните, что психологи рекомендуют устраивать тайм-аут в зависимости от возраста ребёнка: трёхлетний сидит на стуле 3 минуты, пятилетний – 5 и т. д.

С помощью песочных часов можно ограничивать время просмотра телевизора или игры на компьютере. Вы ставите песочные часы на 10 минут и говорите: «Как только истечёт время, компьютер надо выключить». Это великолепно воспитывает в ребёнке организованность и умение отвечать за свой распорядок дня.

Если ребёнок очень хочет поиграть с вами, а у вас совсем нет времени, то попробуйте с ним договориться: «Давай я поработаю, пока текут часы, а ты в это время поиграешь сам. Потом я к тебе присоединюсь».

Песочные часы обладают релаксационным действием. Многие – не только взрослые, но и дети – любят подолгу рассматривать, как загадочные песчинки перебегают из одной колбочки в другую. Так и понимаешь, как быстротечно время… «Время – самое ценное из того, что ты хотел бы сберечь, но вижу я, что легче всего тратишь ты именно время!» (хадис, ат-Тирмизи).

И другие игры и упражнения.

Придумывайте различные задания и игры в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. Но не воспринимайте песочные часы как панацею и не используйте их слишком часто. Иначе в какой-то момент почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. И ребёнок больше не хочет переодеваться или убирать игрушки по песочным часам. Уберите их на время, достаньте чуть позже, когда ребёнок вновь захочет совершить одевание наперегонки со временем или узнать, получится ли собрать паззл на 50 деталей за 10 минут.

Первые песочные часы появились сравнительно недавно — всего тысячу лет назад. Хотя разного рода сыпучие индикаторы времени были известны давно, относительно точный прибор получилось создать только после должного развития стеклодувного мастерства. Состоят эти часы из двух сообщающихся сосудов с песком. Часы эти можно переворачивать, и тогда песок из верхнего сосуда через узенькое отверстие – горловину начинает пересыпаться в нижний, начиная отсчет времени. Варьируя размеры сосудов, количество песка и размер горловины, часы настраивают на необходимое время, от нескольких секунд, до нескольких часов. Но из-за необходимости все время переворачивать часы после опорожнения колбы, при помощи песочных часов можно измерять лишь небольшие промежутки времени, обычно не более получаса.

На кораблях применялись песочные часы на четыре часа для обозначения одной вахты, получасовые (интервал отбивания склянок) и 30-секундные для определения скорости хода корабля по лагу.

Точность песочных часов зависит от равномерной зернистости и сыпучести песка, формы колбы, качества ее поверхности. Колбы заполняются отожженным и просеянным через мелкое сито, тщательно высушенным мелкозернистым песком. При длительном использовании, песчаные зерна дробятся на более мелкие, внутренняя поверхность колб повреждается песком, а отверстие горловины увеличивается от трения песка, что снижает точность песочных часов.

Песочные часы применяют и сегодня, например, в медицине при прохождении пациентами физиопроцедур, а также в качестве сувенирной продукции.

Методическая разработка п о

развитию с детьми младшего школьного

Цель: Развивать чувство времени у детей младшего школьного возраста

— Продолжать знакомить детей с длительностью 1 минута, учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности;

— Дать детям элементарные знания о часах, их видах;

— Продолжать учить использовать в речи слова определения от существительных (часы на стене (настенные), часы на руке (наручные) кварцевые, электронные, механические);

— Способствовать активизации умственной деятельности, развитию логического мышления, находчивости, быстроты реакции;

— Воспитывать чувство удовлетворения от умения выполнять задание вовремя.

Демонстрационный материал:

— Макет мальчика с набором элементов изображающих пожилого человека (борода, усы, брови, седые волосы).

Раздаточный материал:

— Полоски цветной бумаги, ножницы;

— Песочные часы с интервалом 1 минуты;

Словарная работа.

Образование слов-определений от существительных: часы на стене – настенные; часы на руке – наручные; часы в кармане – карманные; часы на полу напольные.

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим работать с «Книгой времени». В неё мы поместим то, что узнаем нового (воспитатель открывает книгу).

— Да, это тот самый Петя из «Сказки о потерянном времени».

— А кто помнит, как можно помочь Пете?

— Правильно. Нужно научиться беречь время, чтобы ни одна минута не прошла даром.

— Сегодня, «Книга о времени» предлагает нам 5 заданий. Если мы с вами правильно выполним все задания и уложимся во времени, то Петя из старика опять превратится в мальчика.

— Ребята, а вы как думаете, можем ли мы ему помочь?

— Какие предметы вам знакомы на рисунке? (песочные часы, секундомер)

— А кто помнит, за сколько песок пересыплется из одного сосуда в другой? (За 1 минуту)

По сигналу, дети переворачивают песочные часы и наблюдают за секундомером.

— Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыпался в другой, а стрелка на секундомере прошла один круг.

— Сколько прошло времени? (1 минута)

А теперь давайте посмотрим, что мы успеем сделать в течении 1 минуты. Присаживайтесь за стол.

— Напоминаю, правильно задание выполнит тот, кто закончит работу через минуту. По сигналу, каждый переворачивает песочные часы, и работая, следит за часами. Когда весь песок пересыплется из 1 сосуда во 2, минута кончится, значит, работу сразу следует прекратить, руки убрать со стола.

— А теперь, возьмите лист бумаги с красными кружком. Посмотрите на него, слушайте задание.

— В течении 1 минуты соедините цифры по порядку, и узнайте, какие фигуры получились?

— А теперь по сигналу переверните часы и начинайте работать.

— Ребята, вы узнали фигуры? А сколько фигур у вас получилось? (1,2,3) — Света, сколько у тебя? У Даши и т.д.

— Молодец Инна, она вовремя закончила работу, и у неё получилось больше всех фигур.

— В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты у нас получилось ……… фигур.

— Возьмите лист бумаги с зелёным кружком.

— В течении 1 минуты раскрасьте цветы. Будьте внимательны и старайтесь, когда минута пройдёт, работу прекратить.

— По сигналу переверните часы и начинайте работать.

— Молодцы, с этим заданием вы справились.

— Сколько цветов раскрасила Света? Клим?

— Кирилл раскрасил цветов больше всех.

— В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты мы раскрасили ……… цветов.

У вас на столах лежит конверт с жёлтым кружком. Откройте, что в нём находится? (полоски) Они одинаковые? (нет) Чем они отличаются? Чем похожи? Как вы думаете, из какой полоски квадратов получится больше? А из какой меньше? Давайте проверим?

— Возьмите широкую полоску, в течении 1 минуты нужно разрезать её на квадраты.

— По сигналу переверните часы и начинайте работать.

— Сколько же квадратов получилось у Полины? Саши? Женя разрезал полоску на квадраты быстрее всех. И всё это он сделал за 1 минуту.

— В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты мы разрезали широкую полоску на ……… квадратов.

-Теперь возьмите узкую полоску, в течении 1 минуты, нужно разрезать её на квадраты. По сигналу переверните часы и преступайте к работе.

— Сколько же квадратов получилось из узкой полоски у Светы? А у Даши? У кого больше?

— В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты мы разрезали узкую полоску на ……… квадратов.

— Молодцы ребята! А теперь давайте немного отдохнём, чтобы у нас хватило сил выполнить последнее задание.

Физкультминутка

— Садитесь за свои рабочие места, и продолжим помогать Пете, стать обыкновенным мальчиком.

— Возьмите конверт с синим кружком. В нём находятся геометрические фигуры. В течении 1 минуты вам необходимо продолжить узор, и постараться закончить его. По сигналу переверните часы и начинайте работать.

— Кто же первый закончил узор?

— В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты можно выложить узор из ……… геометрических фигур.

— Какие же вы молодцы. Мы сегодня выполнили очень много заданий. В «Книге о времени» мы отметили, что в течении 1 минуты ………(перечислить все результаты работы). Кто-то сделал больше, кто-то меньше, это потому что все мы разные и у каждого свой темп работы. Сегодня вы учились следить за течением времени, и это поможет вам в будущем ценить время и хорошо учиться в школе.

Посмотрите, наш герой стал опять обыкновенным мальчиком Петей. Глядя на вашу усердную работу, Петя понял, как важно беречь время, как много может сделать человек за 1 минуту.

— Сегодня наши главные помощники на занятии были песочные часы. (Часы очень нужны и важны в жизни человека)

— А что вы знаете о часах? (наручные, настенные и т.д.)

— Петя приглашает нас в музей часов. Он расскажет нам историю появления часов.

— Тысячи лет назад людям было не важно знать точное время. Они вставали, когда солнце всходило, и ложились спать, когда оно заходило. Постепенно жизнь усложнялась и в ней всё более важную роль стали играть часы. Первыми были солнечные часы и их изобрели около 3500 лет назад. Люди, которые жили в Египте, использовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сосудов. Время узнавали по тому, сколько воды вытекло из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены и песочные часы, где из верхнего сосуда высыпается песок в нижний. Позднее появились механические часы. Они были очень разные. Первые механические часы были без циферблата и стрелок, а время они сообщали звоном колоколов. Ещё были изобретены часы с маятником, электронные, кварцевые. Часы изготовляли из разных материалов: дерева, пластмассы, металла, камня. Они все разной формы и размеров, но всегда служат людям, помогают им ценить время.

Спасибо Петя за познавательный рассказ о часах. Мы с тобой прощаемся и отпускаем тебя в сказку, надеемся, что с тобой беда больше не случится.

Ребята, мы с вами так много узнали о часах, я прошу вас дома с мамами и папами нарисовать часы и принести рисунки, а мы с вами разместим их в «Книге о времени».

— Я хочу вас поблагодарить за работу на занятии. Мы с вами не прощаемся с песочными часами, мы ещё будем с ними работать.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «На сколько минут бывают песочные часы»? Напишите об этом в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Часовой мастер © 2024

Adblock
detector