По какой руке должны быть шахматные часы

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос: «По какой руке должны быть шахматные часы?», а также дать полезные рекомендации для наших читателей. Что из этого получилось, читайте далее.

Одни из первых основ, которые изучаются в шахматной школе — это ряд важных правил.

Внешне они просты, но требуется постоянная бдительность и аккуратность при их выполнении в течение всей партии.

Тронул — ходи!

Это значит, что прикосновение к своей фигуре обязывает ходить именно ей. А прикосновение к чужой фигуре обязывает взять ее. Прикосновение к своей фигуре, у которой нет хода, а также к чужой фигуре, которую взять нельзя, не влечет за собой никаких последствий.

Если играющий при своей очереди хода касается одной своей фигуры и одной фигуры противника, он должен взять его фигуру своей. Если это невозможно, то пойти первой тронутой фигурой или взять первую тронутую фигуру.

Бывает, что в партиях, особенно начинающих, трудно установить какая фигура тронута первой — своя или чужая. В таком случае считается, что первой тронута своя фигура.

Руку отнял — ход сделан!

Менять его нельзя! Ход считается сделанным при перемещении фигуры на свободное поле, когда играющий отпустил фигуру. До тех пор, пока рука не отнята, можно этой же фигурой пойти на другое поле.

При взятии нужно взятую фигуру снять с доски и поставить на ее место свою.
При превращении пешки нужно на поле превращения поставить новую фигуру и отнять от нее руку.

Если играющему необходимо поправить одну или несколько фигур; поставить более аккуратно какую-нибудь фигуру, то он обязан предупредить противника словом «поправляю». Объявлять вслух шах или мат необязательно.

Если рокировка совершена с нарушением правил, то короля и ладью возвращают на прежние места и делают ход королем. Если ход королем невозможен, то ошибка остается без последствий.

Партия считается выигранной тем партнером, кто дал мат или чей противник сдался. При игре с часами просрочка положенного на обдумывание времени влечет за собой проигрыш партии.
Партия считается оконченной вничью в случае пата, вечного шаха или при взаимном согласии партнеров.

Предлагать ничью нужно лишь после того, как вы совершили ход. Соперник может ответить словом «согласен» или отклонить мирное предложение, совершив очередной ход. Причем, до ответа партнера взять обратно свое предложение о ничьей нельзя. Если все же ничья предложена играющим до совершения своего хода, то соперник имеет право потребовать, чтобы был сделан ход. Причем, предложение ничьей остается в силе до получения на него согласия или отказа.

Следует также знать, что партия заканчивается вничью по требованию играющего, если одинаковая позиция в третий раз возникает после очередного хода. При необходимости нужно обратиться к судье для установления этого факта.

В шахматных турнирах каждый партнер обязан разборчиво записывать партию ход за ходом до ее окончания. За выигрыш партии победитель получает 1 (одно очко), а побежденный — 0 (ноль); за ничью каждый партнер получает 1/2 (пол-очка).

Во время турнирной партии запрещается с кем-либо советоваться, узнавать мнение о своей позиции или игре. Не разрешается шуметь и мешать сопернику в любой форме, вести какие-то разговоры. Это можно делать только в присутствии судьи с его разрешения. Во время игры должна быть тишина и порядок. После игры обязательно расставь шахматы и сообщи результат тренеру или судье.

И последнее, очень важное. Будь взаимно вежливым!

Здесь речь идет о культуре поведения до, во время и после игры.
Обязательное рукопожатие до начала и после окончания партии говорит об взаимном ува­жении и рыцарском отношении партнеров. Слово «поздравляю», прозвучавшее из уст проигравшего, характеризует его с лучшей стороны. Умеющие достойно проигрывать — становились чемпионами. Бери пример с них!

  1. Играя в шахматы, уважай своего партнера.
  2. Потерпел поражение — не огорчайся, обдумай свои промахи и впредь их не допускай.
  3. Выиграл — не гордись: будешь посрамлен сильным.
  4. Не надейся на зевок противника и сам не делай оплошности.Сначала подумай, взвесь все обстоятельства, потом ходи.
  5. Не выдумывай ловушки, а составляй план игры.
  6. Помни, что выигрывает тот, кто думает глубоко и учится хорошо
  7. Вежливость для шахматиста, что воздух для дыхания.
  8. Постоянно дружи с шахматной книгой, глубоко изучи правила, овладевай техникой игры внимательно анализируй партии выдающихся шахматистов.
  9. Подходи к шахматной игре, как к одному из надежных средств самовоспитания, выдержанности характера, обдуманности поступков, большой воли к победе.

b) Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

  • 6.3. Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования Статьи 6.2 а).
  • 6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.
  • 6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
  • 6.6. Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.
  • 6.7. Любой игрок проигрывает партию, если он прибывает на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура, кроме случая, когда правила соревнования указывают иначе, или арбитр решит иначе.
  • 6.8. а) В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. Статьи 5.1, 5.2). Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или опрокидывать их. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.

d) Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

  • 6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда любой из партнеров сделает правильное заявление об этом.
  • 6.10. Если игрок не полностью сделает предусмотренное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются Статьи 5.1, 5.2 a), b) и с). Однако партия считается закончившейся вничью, если позиция такова, что партнер не может поставить мат любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной защите игрока.
  • 6.11. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен руководствоваться вескими доводами.
  • 6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.
  • 6.13. а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b) Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

с) В любом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у него достаточные основания для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет достаточных оснований для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.

  • 6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах. Он также должен, если необходимо, установить на часах количество сделанных ходов.
  • 6.15. В игровом зале разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные шахматные доски, показывающие текущие позиции, ходы и их количество, а также часы, показывающие количество сделанных ходов. Однако, игрок не может делать заявление на основании этих данных.

Данные правила являются выдержками из официальных правил ФИДЕ

Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах. Правила исходят из того, что арбитры обладают необходимой компетенцией, достаточным здравым смыслом и абсолютно объективны. Кроме того, подробные Правила лишили бы арбитра свободы при принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает все шахматные федерации принять эту точку зрения. Любая Федерация вправе ввести более подробные Правила, но они:

  1. не должны ни в чем противоречить официальным Правилам шахмат ФИДЕ;
  2. ограничиваются территорией этой федерации;
  3. недействительны для любого матча ФИДЕ, чемпионата или квалификационного соревнования для получения звания ФИДЕ, или рейтингового турнира.
  1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.
  2. Цель каждого игрока — атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.
  3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.
  1. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8×8), поочередно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
  2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур («белые»); другой — 16 темных фигур («черные»).

Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле. Фигура, считается атакующей поле, даже если она не может на него пойти из-за того, что её собственный король остается под шахом или под него попадает.

  1. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.
  2. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.
  3. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.
  4. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.
  5. Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
    • с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;
    • пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул её с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе».

  • Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу.
  • Король может перемещаться двумя различными путями:
    • ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера.
    • «Рокировка»: Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считающееся одним ходом короля и выполняющееся следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что пересек король.
  • Рокировка становится невозможной:
    • если король уже ходил, или
    • с ладьей, которая уже ходила.
  • Рокировка временно невозможна:
    • если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
    • если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.
  • Считается, что король находится «под шахом», если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если она не может сделать ход из-за того, что её собственный король остается под шахом или под него попадает. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.
    1. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Если мат поставлен возможным ходом, то партия считается завершенной.
    2. Партия считается выигранной игроком, если партнер заявил, что он сдается. В этом случае партия немедленно заканчивается.

    Партия считается завершившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась «патом». Если пат поставлен возможным ходом, то партия считается завершенной.

    Партия считается завершившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась «мертвой» позицией. В этом случае партия немедленно заканчивается.

    Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. В этом случае партия немедленно заканчивается.

    Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды.

    Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.

    1. Термин «Шахматные часы» означает часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «Падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов, игроку.
    2. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.
    3. Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.
    4. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
    5. Если ни один из игроков не присутствует в начале, то у игрока, имеющего белые фигуры, вычитается все время, прошедшее до его прибытия, если иное не определено правилами соревнования или не решено арбитром.
    6. Любой игрок, прибывающий на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура проигрывает партию, если иное не определено правилами соревнования или не решено арбитром.
    7. В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру. Время между выполнением игроком хода на шахматной доске, остановкой собственных часов и запуском часов противника, расценивается как часть времени отведенного игроку.

    Если заранее не установлено иначе, игрок, который выиграл партию, или выиграл в результате какого-то нарушения партнера, получает одно очко (1), игрок, который проиграл, получает ноль очков (0), а игрок, сыгравший вничью, получает пол-очка (½).

    Возможно у Вас есть свои мнения на тему «По какой руке должны быть шахматные часы»? Напишите об этом в комментариях.

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Adblock
    detector